Дидактическая игра «Говорящий чудо кубик» с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Задачи.

Обучающие задачи: Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. 
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 

Развивающие задачи: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывающие задачи: Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Воспитать интерес к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи

Виды деятельности: (игровая, познавательно- исследовательская, двигательная, коммуникационная, музыкальная)

 

 

Материал и оборудование: Чудо – кубик, мяч, платочек, машинка, мягкие модули, карта, ноутбук.

 

Форма проведения : фронтальная

Ход игры.

 

Слышен звук дудочки

Воспитатель: Ребята, Вы слышите звук дудочки?

Дети: Да

Воспитатель: Это же кубик играет на дудочке, наверное, он   нам хочет, что – то сказать. (подносит к уху)

Воспитатель: Кубик хочет пригласить к себе в гости. Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Тимур, расскажи пожалуйста, как нужно себя вести в гостях

Тимур: Когда приходишь в гости нужно здороваться, не перебивать взрослых. Не бегать и не мешаться под ногами.

Воспитатель: Ты все правильно сказал, молодец. Если кубик нас пригласил в гости, мы должны хорошо себя вести в гостях.

А давайте вместе поиграем в игру «Хорошо- плохо».  Я буду вам перечислять правила поведения в гостях. Если я права вы говорите хорошо, а если не права, то плохо

Игра «Хорошо- плохо»

 

Воспитатель: Как вы думаете быть вежливым, вести себя спокойно в гостях это плохо или хорошо?

Дети: Хорошо

Воспитатель: Громко разговаривать, перебивать взрослых, это хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: А громко топать, кричать, хлопать дверями в гостях это хорошо или плохо?

Дети: Плохо

 

Воспитатель: Думаю, мы готовы с вами отправиться в гости к Кубику

(Идут в гости. Музыка №1)

 

(Воспитатель начинает разговаривать голосом кубика)

Чудо кубик: Вот мы и дошли до моего домика. Заходите пожалуйста, занимайте места

Чудо кубик : Ребята, вы любите играть? 

Дети: Да

Чудо кубик : И я очень люблю играть в игрушки.  А хотите угадать мою любимую игрушку?

Дети: Да

Чудо кубик: Только я свою любимую игрушку спрятал под платочком

( Воспитатель  подходит к столику , где под платочком лежит игрушка)

А отгадать игрушку можно, только задав мне вопросы, а вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Игра это называется «Да-  нетка» Поиграем, ребята?

Дети: Да

Дети. Он круглый?

Чудо кубик: Нет .

Дети. Это игрушка?

Чудо кубик:Да .

Дети. Она пластмассовая?

Чудо кубик:.Нет

Дети. Может это какой-то зверек?

Чудо кубик: Нет

Дети: Он железный?

Чудо кубик: Да

Дети: Он летает?

Чудо кубик: Нет.

Дети: Он ездит?

Чудо кубик: Да.

Дети: Он красный?

Чудо кубик: Да

Дети: Это машина?

Чудо кубик: Да, машина. Молодцы.  Как быстро вы угадали. В свободное время я очень люблю играть с разными машинками. Скажи пожалуйста Лиза, как ты узнала, что моя любимая игрушка — это машина?

Лиза: Это игрушка. Она железная.  Не летает. Она ездит. Она красная. Это машина

Чудо кубик: Молодец, Лиза.

(Можно по желанию поиграть с 2-3 детьми)

Чудо кубик: Ребята, у меня есть очень веселый, очень озорной друг.   Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

 Загадка: Кто там скачет по дорожке
Прыг, скок, кувырок
И забился в уголок.

Дети: Мяч

Чудо кубик: Правильно. Мяч. Он тоже очень хотел с вами поиграть. Но опять куда – то пропал.  Ребята, а давайте мы его поищем.

Дети: Давайте

Чудо кубик: Чтобы найти моего друга, нам нужно выполнить одно задание. А поможет мне в этом тот, который сидит не на красном, и не на

желтом кубике. Ребята, угадайте, кто это?

Дети: Стас

Чудо кубик: Молодцы.  Найти моего друга поможет мне Стас.

Игра «Горячо- холодно»

Чудо кубик: Мы будем помогать Стасу, искать наш мячик: если он ушёл от мячика в другую сторону, далеко от него, все вместе скажем: «Холодно, холодно!», если же он будет подходить ближе, скажем: «Тепло, тепло!». А если он близко подойдёт к месту, где спрятался мячик, скажем: «Горячо, горячо!». Значит, здесь надо искать мячик.

(Стас ищет мяч по подсказкам детей)

 Чудо кубик: Ура, нашелся! Какие вы молодцы ребята. (Обращается к мячику) А ты дружок больше не теряйся.

Чудо кубик: Ребята, давайте мы сейчас немного поиграем с моим другом. Он вам тоже приготовил   интересную игру. А пока я буду отдыхать, моему другу поможет ваша воспитательница.

Игра «Антонимы»

 Воспитатель: Ребята, выходите, давайте все вместе встанем в круг и сыграем с мячиком в игру. Скажите мне пожалуйста, ребята, чем по-вашему отличаются наши друзья кубик и мячик?

Дети: Мяч круглый, а у кубика стороны квадратные. Мяч мягкий, кубик твердый.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мячик  хочет с нами сыграть не простую игру: Я брошу каждому из вас мяч , а вы после того как скажете противоположное  слово кинете мне мяч обратно.

·        большой – маленький

·        высокий - низкий

·        холодный - теплый

·        тонкий - толстый

·        добрый - злой

·        глупый - умный

·        легкий - тяжелый

·        грязный - чистый

·        быстрый- медленный

·        больной - здоровый

·        веселый - печальный

·        сладкий – кислый

·        молодой - старый

·        сильный - слабый

·        темный - светлый

·        черный - белый

·        широкий - узкий

 

Воспитатель: Молодцы ребята.  Много противоположных слов вы знаете. Кубик наверно вас заждался, он хочет на опять что-то сказать

Чудо кубик: Молодцы, ребята как много слов вы знаете. А мой друг хочет с вами попрощаться, его ждут дети другой группы, которые тоже хотят с ним поиграть.

 

Игра «Запомни слова»

 

Чудо кубик: Я хочу поиграть с вами в другую игру. Кто хочет со

мной поиграть?

Дети:  Я, я, я

Чудо кубик: Саша подойди ко мне поближе, возьми меня за ручки, не бойся. Сейчас я перечислю тебе 5 слов.  А ты их запомни и постарайся повторить так же, как я тебе сказала.

·        СОК

·        Мяч

·        Руль

·        Нос

·        Дом

 

Саша: Сок, Мяч, Руль, Нос, Дом

Чудо кубик: Молодец, Сашенька. Кто хочет еще раз попробовать.

Диана: Я

Чудо кубик: Диана, подойди, не стесняйся. Возьми мою ручку. Слушай мои  слова и запоминай

·        Окно

·        Небо

·        Рука

·        Стол

·        Юбка

Диана: Окно, Небо, Рука, Стол, Юбка

Чудо кубик: Умничка. Ты очень внимательно слушала меня и все

слова повторила правильно. Вам понравилась играть.

Дети: Да.

(Можно в игру  пригласить от 2-3 детей)

Чудо кубик: Ребята, вы сегодня очень меня порадовали, я приготовил вам 

подарок. Его я отдам вашей воспитательнице. Когда вернетесь в

детский сад, вы получите от меня подарок. До свидания, ребята!

Дети: До свидания.

Воспитатель: Давайте скажем кубику большое спасибо за подарок и за то, что пригласил нас в гости

Дети: Спасибо. А теперь нам пора возвращаться в детский сад

 

 (дети встают с кубиков  музыка №2)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у кубика.

Дети: Да

Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам подарил Кубик. Что это, ребята?

Дети: Это конфетки

Воспитатель: Вот какой сладкий подарок нам сделал Кубик.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы «Подбери игрушку»

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы «Подбери игрушку»Цель: упражнять в счете предметов по названному числ...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы....

Дидактические игры по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.

Детский возраст период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ТРИЗ &mdash...