статья по развитию речи детей среднего возраста
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Трофимова Ольга Николаевна

Образовательные технологии в развитии речи детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_razvitiyu_rechi.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

 в предметно – развивающей среде».

Воспитатель  Трофимова О.Н.

Возраст 4 – 5 лет называют возрастом «почемучек». Дети очень пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы.

В данном возрасте дошкольники начинают овладевать монологической речью, они пытаются связно рассказывать о событиях собственной жизни, описывать животных или игрушки, пересказывать текст, рассказывать по картинкам.

Поэтому в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста мы используем такие приёмы, как: - рассказывание по картинке,

 - рассказывание по серии картинок,

 - составление описательного рассказа об игрушке,

 - чтение потешек, загадок, пословиц.

Например: для составления рассказа о каком-то времени года мы использовали схемы - алгоритмы

«осень», «зима», «весна»

Для развития связной речи могут также использоваться предметные картинки, показываем опорную карточку – схему (цвет, величина, вкус и т.д.)

Для развития связной речи ребёнку необходимо овладеть словарным запасом, пониманием смысла того или иного слова.  К 4 годам дети в своей речи способны усвоить слова – понятия. Помочь усвоить эти обобщения может лото «Назови одним словом»

Оно состоит из больших карт, на которых нарисованы предметы, относящиеся к одной группе: одежда, посуда, фрукты, овощи, животные…. И маленькие карточки с изображением этих предметов. С помощью этого лото можно играть в несколько игр «Родовые понятия», «Подбери пару».

Д/и «Почемучка» расширит кругозор детей и словарный запас, «Что не так?» и «Выбираем противоположности» игры на умение подбирать слова – антонимы. «Чудо – узоры»  - на умение сравнивать, обобщать, классифицировать. П/и «Высокий-низкий», «Тяжёлый-лёгкий», «Тепло-холодно» - на антонимы.

Развитию связной речи и обогащению словаря также способствует игра «Театр сказок». Она представляет собой персонажей настольного театра.

Дети собирают фигурки настольного театра, называют персонажей, пересказывают сказку, проигрывают её по ролям, упражняются в звукоподражании, у них развивается фразовая речь, так как в сказках много повторений.

В группе  в центре коллекционирования имеется коллекция разных тканей. С ними мы играем в д/и «Ателье». Дети называют ткань, её свойства, цвет, толщину.

Словесные игры для обогащения словаря: «Какой?» Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Мяч какой?» - большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный… «Деревья какие?» - тенистые, высокие , стройные, зелёные, цветущие, фруктовые, низкие, голые…. «Шарф какой?», «Котёнок какой?»

«Что могут делать?» - игра увеличивает запас глаголов. Что могут делать руки? – мыть, шить, рисовать, нести, писать, мять, хлопать…

«Слова-товарищи» на подбор синонимов. Холодный – ледяной, морозный, студёный,   Умный – мудрый, толковый, сообразительный, врач – доктор, лекарь…

Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Для её развития мы используем различные пальчиковые игры – картотека пальчиковых игр.

Процесс словообразования в данном возрасте ещё не закончился, в речи детей встречаются ошибки в употреблении того или иного суффикса .

Помочь в этом могут следующие приёмы:

 - совместное прочтение текста, содержащих пиктограммы  (текст с картинками). Воспитатель читает текст, дети называют картинку («Курочка Ряба»).

 - Игра «Фруктовое варенье». Используются карточки, дети учатся образовывать прилагательные.

 - игра «Большой – маленький».  Надо подобрать уменьшительно-ласкательные слова к другим словам: мяч, флаг, стол, банка, гвоздь, река, лиса, шапка…

Для развития грамматического строя речи мы предлагаем использовать различные дидактические игры:

 - «Что где находится?» - развитие умения употреблять предлоги, развитие пространственных отношений, зрительного восприятия и произвольного внимания.

«Назови, что видишь» - ведущий называет признак предмета, дети образовывают прилагательные. Например, деревянный (пол, кровать, полка..)

«Что я делал не скажу, лучше я вам покажу». Перед детьми игрушки и предметы. 1 ребёнок показывает действие, остальные описывают  эти действия.

У средних дошкольников ещё существуют проблемы со звукопроизношением. Чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произнесению звуков мы используем артикуляционную гимнастику (картотека).

Для отработки звуков – чистоговорки. Например: са-са-са-на траве роса,

Сы-сы-сы – нет уже росы,

Су-су-су – мы видели лису,

Со-со-со – у машины колесо.

7.Развить фонематический слух поможет игра «У кого такая картинка?».

У детей по несколько пар сходных картинок (коса – коза. Бочка – почка, тачка – дачка, шар – жар…), они учатся различать на слух слова, отличающиеся одним звуком.

«Чудесные превращения» - взрослый называет слово, значение которого можно изменить, поменяв 1 звук в нём. Например, мишку превратить в миску, поменяв звуки.

Крыса – крыша

Тачка – точка

Уши – ужи

Кожа – кора

Башня – пашня

Бурка – булка

Лиза – лиса

Уточка – удочка

Речевое дыхание развивается в играх «Кораблики». Бумажный кораблик двигается в тазике с водой, если ребёнок дует на него, вытягивая губы трубочкой, при этом надо следить , чтобы дети не надували щёки.

Можно дуть с произнесением различных звуков: «ф» - кораблик двигается плавно, «п» - рывками.

Природный материал может использоваться для развития речевого дыхания (семена, листья).

К 5 годам становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком (начало звукового анализа слова).

Выделить звук из слова помогут игры с сюжетными картинками. Например «Кто самый внимательный?». На картинке нарисованы предметы со звуками –с-, -з-, -ц- (дом с крыльцом, собака, сад, берёза с гнездом, сорока, огород, редис, капуста, забор, девочка с корзиной арбузов). Выиграет тот, кто назовёт больше слов с заданным звуком.

Для другой игры подойдёт любое лото. «Звуки спрятались»

У детей – большие карты. Ведущий говорит, что звуки спрятались в разные слова и предлагает найти их в названиях картинок. Дети называют слова, голосом выделяя нужный звук. Правильно названная картинка закрывается фишкой. Выигрывает тот, кто закрыл фишками всю карточку.

Таким образом, к концу среднего возраста дети должны овладеть умением составлять небольшой рассказ о предметах и явлениях. Употреблять в речи синонимы, антонимы,  образовывать слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница), выделять первый звук в слове, в речи уже присутствует описание и повествование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»

Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....

Презентация электронной игры для интерактивной доски по развитию речи детей среднего возраста «Назови одним словом».

Презентация занятия для интерактивной доски по развитию речи (средняя группа) на тему: Электронная игра для детей среднего возраста «Назови одним словом»...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....

Статья о развитии речи детей раннего возраста

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А. Сухомлинский....