Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
презентация к занятию (средняя группа) по теме

Сосновских Валентина Владимировна

Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie_v_sr._gr.pptx626.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЙКАЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ Составитель: учитель - логопед МКДОУ Сосновских Валентина Владимировна Семинар – практикум «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»

Слайд 2

Плохо развитая речь – это… не только плохое произношение звуков ребенком, но и то, как он строит предложение, может ли последовательно выразить свои мысли, какими словами он пользуется при общении, задает ли вопросы, как отвечает на вопросы взрослого и т.д.

Слайд 3

3 – 4 года 4 – 5 лет Активная речь Владеет словарем примерно 1500 слов, который содержит все части речи. Обладает словарным запасом около 3000 слов, который содержит все части речи. Начинает употреблять сложные предложения. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Говорит предложениями из 4-5 слов. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Звукопроизношение полностью соответствует норме Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) Составляет рассказы при помощи взрослого. Может составить рассказ по картинке или серии картинок. Умеет пересказать. Начало формирования внутренней (планирующей) речи Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Знает свой адрес. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы ( большой - маленький , твердый - мягкий) Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Слайд 4

Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить Чем могут помочь своему ребенку родители?

Слайд 5

Речевая среда дома: общайтесь с ребенком, разговаривайте обо всем что видите, о том, чем вы заняты в данный момент, о том, чем ребенок занят, не думайте, что он глупее вас; читайте книжки и по картинкам пересказывайте содержание прочитанного; смотрите мультфильм, опять же обсуждайте содержание, поведение героев.

Слайд 6

Развитие артикуляционного аппарата Развитие мышц языка, губ, щек, челюстного аппарата с помощью специальных упражнений, игр

Слайд 7

Развитие мелкой моторики «Речь на кончиках пальцев» Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития

Слайд 8

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией  Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.  Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.  Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).  Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Слайд 9

Мнения ученых Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Бехтерев В. М. академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)

Слайд 10

двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека

Слайд 11

Мария Монтеросси, жившая в прошлом веке, работая с детьми отстающими в развитии, заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата заторможенность развития мелкой моторики, что в последующем было подтверждено учеными-биологами. Ей была разработана программа по восстановлению мелкой моторики рук. Задержка речевого развития у ребенка особенно опасна, это не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, нарушает психологическое состояние ребенка. Российский физиолог Бехтерев В.М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

Слайд 12

Определение уровня развития тонкой моторики рук Дети до 3-х лет: «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика; Дети старше трех лет: - «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке, - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся; - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу, - «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,

Слайд 13

Результаты теста Говорящие дети :  удаются все или почти все упражнения;  изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений Не говорящие или плохо говорящие дети:  пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые

Слайд 14

Массаж кистей рук и пальцев - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек; растирать пальчики спиралевидными движениями Пассивное выполнение упражнений (взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения): - сжимать пальцы в кулачок и разгибать; - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности

Слайд 15

Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)  катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)  сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти

Слайд 16

 перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);  открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;  раскладывать счетные палочки, строить картинки из них;  лепить из пластилина;

Слайд 17

 застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде, шнурует ботинки, засучивает рукава;  завязывать и развязывать шнурки;  рисовать карандашами, гуашью, пальцами;  нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы;  навинчивает гайки на винтики;  разбирает крупу;  играет мозаикой;  складывает очень полезные игрушки – пазлы;  работа с ножницами. И не важно, сколько вам лет – развивать руки необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!

Слайд 18

Упражнения для кистей рук

Слайд 19

Выполнение фигурок из пальцев

Слайд 20

Динамические упражнения для пальцев рук

Слайд 21

Рекомендации Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом

Слайд 22

Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам. Я уверена, что такой перспективы для своего ребенка ни один родитель не желает.

Слайд 24

Желаем успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...

Семинар - практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"

Семинар-практикум для  родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"...

Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?

Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить.Чем могут помочь своему ребенку родители? В этой презенации подробно рассказанно как родитель, может помочь своему ребенку развивать речи на этапе ср...