Рабочая программа по обучению коми языку
рабочая программа по развитию речи на тему

Исакова Снежана Николаевна

Рабочая программа по обучению коми языку (государственному) детей 4 – 7 лет на 2017 – 2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rab_progr.docx71.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Принято наУтверждаю:

педагогическом советеЗаведующий МБДОУ «Детский сад №1МБДОУ «Детский сад №1                                                            комбинированного вида» с. Айкино

комбинированного вида»________________________________А.В. Романова

с. Айкино                                                                                           Приказ № 221 от 01.09.2017 г.

Протокол №1 от 31.08.2017г.

 

Рабочая программа

по обучению коми языку (государственному)

детей 4 – 7 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Составила: Исакова Снежана Николаевна

2017 год

Содержание:

1.Пояснительнаязаписка…………………………………………………………2

2.Цели и задачи обучения коми языку…………………………………….……2

3.Планируемые результаты……………………………………………………...3

3. Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет………………………………...5

4. Задачи воспитания и развития детей 5-6лет…………………………………5

5. Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет………………………………...6

6. Тематическое планирование по обучению коми языку детей 4 – 5 лет……7

7. Тематическое планирование по обучению коми языку детей5-6 лет …....11 

8.Тематическое планирование по обучению коми языку детей 6-7 лет…….16
9.Требования к уровню подготовки воспитанников…………………………22

10.Список используемой литературы ………………………………………...24

Пояснительная записка:

Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 4-7 лет коми языку в ДОУ.

Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государсвенному) составлена на основе: программы «Парма» под редакцией Белых С.С., ШтекляйнС.Н., Потолицыной Н.Б.; программно методических материалов для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» под редакцией Остаповой З.В., Москвиной Т.А.

Программа для организации занятий по коми языку как государственному,

разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  2. Законом Республики Коми «Об образовании».
  3. Федеральным законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. N1807-I .
  4. Закон о государственных языках Республики Коми от 28 мая 1992 года.
  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования».
  6. ООП ДО

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком как средством общения и культурой коми народа.

Задачи, направленные на развитие дошкольника как субъекта детской деятельности и на практическое овладение коми языком:

формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, передавать и понимать информацию, выбирать в каждой определенной ситуации подходящую речевую конструкцию).

Занятия проводятся с детьми 4 – 7 лет в утренний отрезок времени  по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий:

- средняя группа -  до 20 минут;

- старшая группа–до 25 минут;

- подготовительная группа – до 30 минут.

Планируемые результаты освоения программы-это целевые ориентиры дошкольного образования,  их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования):

  1. Дети понимают речь педагога на коми языке, как в организационных моментах, так и в ходе объяснения материала.
  2. Усваивают лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признаку.
  3. Умеют составлять небольшие предложения, необходимые для речевого общения.
  4. Участвуют в играх на коми языке: круговых, хороводных, подвижных, с правилами, настольно – печатных, ролевых, сюжетных, драматизациях, а также речевых, языковых и коммуникативных.

Рабочая программа:

-соответствует принципу развивающего обучения;

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

-строится с учетом интеграции образовательных областей;

-основывается на комплексно – тематическом принципе;

-предусматривает решение программных образовательных задач;

-обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Рабочая учебная программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. «Приобщение к художественной литературе» (приобщение к устному народному творчеству и коми литературе);

2. «Физическое развитие» (физкультминутки, проведение совместных развлечений, народных игр);

3. «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, разучивание

музыкальных произведений на коми языке, музыкальные развлечения).

4. «Социально-коммуникативное развитие» (общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми);

5. «Познавательно-речевое развитие» (создание речевой развивающей среды, поощрение речевой активности).

Формы работы с детьми:

Организованная образовательная деятельность:

-работа над произношением

-работа с игрушкой или картинкой

-разучивание стихов

-инсценировка коротких рассказов, стихов и песенок

- Игры: дидактические, сюжетно ролевые,народные, театрализованные игры имитации, маршрутные, интеллектуальные, компьютерные игры.

- Ситуации общения, игровые и проблемные ситуации.

- Чтение и заучивание стихотворений; чтение, драматизация сказок, потешек.  - Беседы, составление рассказов, загадок.

- Просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, телепередач.народные праздники, развлечения.

- Тематические дни: День Родного языка, Дни коми кухни.

-игры подвижные, дидактические, тематические, компьютерные

-игра в сказку

-слушание рассказа воспитателя

-просмотр мультфильмов и видеосюжетов на коми языке

-составление предложений с использованием материальных опор

-составление диалогов по картине

-работа в тетрадях по обучению дошкольников коми разговорной речи

Формы организации деятельности детей: занятия, развлечения и досуг,

самостоятельная деятельность, совместная деятельность.

Формы организации детей на занятиях: фронтальный, индивидуальный,

подгруппами.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

-Физическое развитие: подвижные игры.

-Социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов.

-познавательно – речевое развитие: диалоги с детьми в играх, поощрение речевой активности.

-художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в досуговой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей:

-Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры.

-Социально – личностное развитие: совместные игры со сверстниками.

-Познавательно – речевое развитие: самостоятельная работа в рабочей тетради, развивающие настольно – печатные игры, дидактические игры.

-Художественно – эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка.

Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, разнообразные виды наглядности, элементы неожиданности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на коми языке.

Овладению речевым поведением на коми языке будут способствовать:

- Комплексное обучение единицам аспектов коми языка  и видам речевой деятельности (фонетике, лексике).

- Создание благоприятного эмоционального окружения, непринужденной атмосферы, доброжелательности для поддержки в ребенке чувства уважения к самому себе; 
- Отведение части занятия театрализованным, сюжетно – ролевым играм, ситуациям общения, подвижным играм и т.д.

Таким образом, обучение детей коми языку должно стать составной частью общего процесса воспитания  и обучения детей в детском саду.

Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет:

- Способствовать накоплению ребенком речевого опыта.

- Расширять словарь детей за счет введения новых слов по темам: «Человек», «Животные», «Игрушки», «Семья», «Знакомство» и др.

- Формировать грамматический строй речи: учить образовывать существительные, составлять короткие словосочетания, совершенствовать умение пользоваться утвердительными глаголами настоящего времени, глаголами повелительного наклонения.

- Воспитывать звуковую культуру речи: учить чётко произносить звуки, аффрикаты, развивать фонематический слух: отличать и произносить коми и русские слова, правильно произносить слова;

- Развивать связную речь: Диалог: Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря. Учить пользоваться вежливыми оборотами речи, внимательно выслушивать воспитателя и партнера по общению. Учить отвечать на вопросы, задавать их друг другу.

- Учить регулярно, систематически пользоваться знакомыми словосочетаниями, предложениями в повседневной жизни, побуждать к запоминанию и воспроизведению знакомых песенок, прибауток, загадок, передаче характерных особенностей текста.

Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет: 
- Продолжать учить детей пользоваться коми речью в практической деятельности;

- в играх и общении побуждать к активному использованию слов, диалогов, сценок из коми художественных произведений,фольклора, малых жанров;

- Воспитывать у детей потребность говорить по коми, желание общаться друг с другом на коми языке;

- Совершенствовать при общении умение пользоваться правильно различными грамматическими формами;

- Воспитывать внимательное отношение к звуковой стороне речи, продолжать отрабатывать четкую дикцию, совершенствовать интонацию, выразительность;

- Учить составлять предложения на основе наглядной основы и базовой лексики о наблюдаемом: о себе, предмете, друге.

- Упражнять в ведении осмысленного диалога в сюжетно-ролевых, подвижных играх, драматизации знакомых сказок.

Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет: 

- Закреплять и активизировать в речи знакомые слова.

- Расширять словарь детей на основе ознакомления с литературными произведениями, просмотра теле - и радио – передач на коми языке.

- Обогащать словарь за счет существительных по темам: школа, природа, занятия в детском саду, праздники и активно пользоваться всеми частями речи.

- Продолжать учить вести диалог  в различных видах игр с учетом своих речевых умений, проявляя творчество и выдумку.

Побуждать проявлять активность в знакомстве с новым словом.

- Закреплять у детей внимательное отношение к звуковой стороне речи, как у себя, так и у окружающих людей.

Тематическое планирование по обучению коми языку детей 4 – 5 лет.

Тема:  «Приветствие - Знакомство»

Программное содержание:

- Учить понимать слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные  ко всей группе или лично кому – либо.

- Познакомить с приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.

- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.

-Воспитывать желание узнавать и произносить слова, выражения на коми языке, получать радость о общения на другом языке.

Словарь:Видзаоланныд, чолӧм, аттьӧ, аддзысьлытӧдз, нывка, зонка, челядь. 

Конструкции: ме + имя; Ме + зонка (нывка). 
Вопросы детей сверстникам: Кодi тэ? Тэ, нывка али зонка? 
Художественное слово: «Кеконач», «Керкагӧгӧрме ветла». 
Ситуации: «Кто в домике спрятался?» 


Тема: «Глаголы повелительного наклонения»

Программное содержание:

- Продолжать расширять словарь за счет введения глаголов повелительного наклонения.

-Учить выражать просьбу кому – либо, действовать на основе пиктограмм.

- Воспитывать желание действовать и произносить слова на коми языке.

Словарь: мунӧй, пуксьӧй, сувтӧй, чеччалӧй, котӧртӧй, мыссьӧй, бӧрдӧй, сералӧй, кывзӧй, видзӧдӧй, сёйӧй, ворсӧй, ӧдйӧ – ньӧжйӧ; зонкаяс, нывкаяс. 

Конструкции: сущ. + глагол повелительного наклонения;

Нар. + глагол повелительного наклонения (ӧдйӧ– ньӧжйӧ котӧртӧй и т. д.);

Ситуации с использованием пиктографических значков: «Собираемся на прогулку», «Дети на зарядке», «Догадайся и сделай». 

Тема:«Человек»:

Программное содержание:

- Познакомить с частями человека на коми языке.

- Воспитывать интерес к к коми фольклору.

- Продолжать формировать навыки диалогической речи.

- Познакомить с новыми играми: «Тайӧки да тайӧки», «Ми гым – гым…».

Словарь:ки(яс), кок(яс), юр, туша, юрси, ныр, вом, син(яс), пель(яс).

Конструкции: Менам +глаг.(эм) + сущ.

Ситуации: «Морт – Человек». «Наши умные помощники». «Как устроен человек?». «Больница».

Художественное слово:«Учим новые слова».

Тема: «Мои любимые домашние животные». «Детеныши домашних животных».

Программное содержание:

- Продолжать расширять словарь за счет введения новых слов.

- Учить понимать и выражать согласие или несогласие: эм, абу.

- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.

- Закрепить коми народную игру «Кекӧнач».

Словарь: кань, пон, мӧс, вӧв, чипан, ыж, петук, курӧг,порсь, порсьпи, понпи, каньпи, кукань, чибӧ, ыджыд, ичӧт. 

Конструкции: ме + сущ. (мепон);

Менам + сущ. Тайӧ + сущ.

Ме + сущ., а абу + сущ. (ме кань, а абупон)

Ме + ыджыд (ичӧт).

Сущ. мн. ч. + глагол повелительного наклон. 
Вопросы детей сверстникам: Кодi тэ? Кодiтайӧ?

Тэ + сущ., али + сущ. (тэ мӧс али вӧв?)

Художественное слово: Бабин С. «Кодiкыдзигорзӧ

«Руй – руй», к. н. п. (на слушание)

Ситуации: «Кто живет в бабушкином доме?». «Поможем бабушке найти животных». «Мы большие, мы маленькие», «Теремок (драматизация). 


Тема: «Мои любимые дикие животные». «Детеныши диких животных».

Программное содержание:

-Продолжать расширять словарь за счет введения новых существительных по теме животные.

- Упражнять  в правильном произношении коми звуков.

- Развивать интерес к народному фольклору через потешки, игры, считалки.    Словарь: ош, руч, кӧин, кӧч, ур, шыр, катша, шыр, йӧра,ошпи, ручпи, кӧинпи, урпи, шырпи, кӧчпи,скӧр, мудер, полысь,
Конструкции: Тайӧ + сущ.

Менам + сущ.

ме + прил. + сущ.

Ме + прил. + сущ., а абу + прил. + сущ.

Вопросы детей сверстникам:

Кодi тэ?

Кодiтайӧ?

Кодiтэнад эм?

Кутшӧм тэ + сущ. + ичӧт али ыджыд?

Сущ. мн. ч. + глагол повелит.накл. 
Ситуации общения: «Прогулка в лес». «Звери на зарядке».  «Чом», «Гажапаракод», «Соревнования животных». 
Художественное слово: «Катша – катшакитш – котш».

Пылаева С. «Гажа пароход»


Тема: «Мои игрушки»: 

Программное содержание:

- Расширить словарь за счет введения новых слов по теме игрушки.

- Побуждать детей участвовать в совместной деятельности со взрослым.

- Показать сходство и различие в произношении слов, заимствованных в коми язык из русского языка (Машина – машина, утюг – утюг, самвар – самовар, чайник – чайник, тшай – чай).

- Учить детей выражать признаки игрушек по признаку.

Словарь:чача,чачаяс,акань, мач, машина, игрушки – животные; выль – важ;  ӧтик, кык, куим, нель, вит. 

Конструкции: Тайӧ + сущ.

Менам + сущ.

Менам + прил. + сущ.

Менам + эм (абу) + прил. + сущ.

Вопросы и просьбы детей к сверстникам:

Мыйтайо?

Мыйтэнад эм (абу)?

Кутшомтэнад + сущ?

Кымын + тэнад + сущ?

Тэнад эм мичаакань?

Вай (на) меным + сущ.

Босьт (пукты) + сущ.

Художественное слово: «Пӧчӧсьылӧноралӧ»; «Ошпи», «Самолет», Танялӧнмач» А. Барто.

Ситуации общения: «Мои любимые игрушки». «Магазин». «Прятки». «Поможем вернуть зверей в зоопарк». «Заводные игрушки», «Игрушки – роботы». 


Тема:«Кто что делает?»: 

Программное содержание:

- Познакомить с глаголами, обозначающими действия людей.

- Развивать умение выразить действие кого – либо.

- Упражнять в четком произношении звука–ӧ-  в конце слова.

Словарь: мунӧ, пукалӧ, сулалӧ, котӧртӧ, ворсӧ, мыссьӧ, виддзӧдӧ, кывзӧ, бӧрдӧ, сералӧ. Узьӧ, сейӧ, чеччалӧ, йӧктӧ, сьылӧ, висьӧ

Конструкции: сущ. + глаг. Ед. ч., наст.вр., 3 лица.

сущ. + глаг. ( кань пукалӧ)

Менам + сущ. + глаг. 
Вопросы детей к сверстникам:

Кодiтайӧ?

Мыйвӧчӧ + сущ.? 
Вопросы педагога к детям: Сущ. + глаг., али + глаг.?

Кутшӧм + сущ. + глаг.

Ситуации общения: «Чудо дерево». «В стране небылиц». «В гости к царю Гороху». 
Художественное слово: «Кӧч йӧктӧ - йӧктӧ» к. н. п. 


Тема:«Моя семья»:

Программное содержание:

- Расширить словарь за счет введения новых существительных по теме «Семья».

- Продолжать учить отвечать на положительные вопросы: Кодiтайӧ? Кодi тэ? Кыдзитэнӧшуӧны?

- Побуждать к активному использованию новых и знакомых слов.

- Развивать умение выражать действия, движения членов семьи.

Словарь: мам, бать, пӧль, пӧч, чой, вок, ныв, пи,котыр, уджалӧ, йӧктӧ, сьылӧ, серпасалӧ, ворсӧ, бур, мелi. 

Конструкции: Тайӧ + сущ.

Менам + эм (абу) + сущ.

Сущ.+ глаг.

Сущ. + танi (сэнi)

Вопросы детей к сверстникам: Кодiтайӧ?

Тэнад + эм (абу) + сущ.?

Кутшӧмтэнад + сущ?

Кымынтэнад + сущ?

Мыйвӧчӧ + тэнад + сущ.?

Мыйвӧчӧ + сущ.?

Кӧнi + сущ.? Петкӧдлы мамтӧ, батьтӧ
Ситуации общения: «На выставке фотографий». «Моя семья». «Мама и ребенок», «В гости к зайчикам». «В гостях у Лисенка».

Тема:«Цветик – семицветик» 

Занятие на проверку речевых умений и навыков. Организовать итоговое занятие по теме недели, согласно комплексно – тематического планирования. 

Тематическое планирование по обучению коми языку детей 5– 6 лет.
Тема:«Знакомство»  

Программное содержание:

- Повторить и закрепить слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные  ко всей группе или лично кому – либо.

- Продолжать учить пользоваться  приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.

- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.

- Упражнять в составлении диалога воспитателя с детьми и между детьми.

Словарь: видзаоланныд, чолӧм, бур асыв, бур лун, бур рыт, став бурсӧ, аддзысьлытӧдз, аттьӧ.

Вопросы детей к сверстникам: 

Кодi тэ?; 

Кыдзитэнӧшуӧны?

Тэ нывка али зонка? 

кымынтэныдарӧс?

кодiтэнад эм? 

Ситуации общения: «Телефон». «К инопланетянам в гости»,«Журналисты и репортеры» .

Тема: «Золотая Осень»:

Программное содержание:

- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Осень».

- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.

- Воспитывать любовь к родной природе, коми культуре.

- Обобщить знания и представления детей о культуре и традициях празднования коми посиделок «Чомӧр».

Словарь: зарни ар, шондi, кымӧр, кор(яс), кольквиж, гӧрд, турунвиж, зэр,няйт, усьӧныкоръяс, пу, ывла.

Конструкции:

Гл.+Сущ. (Воис ар).

Гл. + Прил.+Сущ. (Воисзарни ар)

Прил.+ Сущ. (Кольквижкор).

Ситуации общения: «Золотая осень». «Осень в гости к нам пришла». «Унылая пора очей очарование».

Художественное слово:«Озыр ар», «Ар» В. Тюрнина.



Тема:«Цвета»: 

Программное содержание:

- Познакомить с новыми словами, обозначающими основные цвета.

- Активизировать

- Закрепить числа от 1 до 10.

- Развивать произвольное внимание, память, речь детей.

- Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполнять задания, действовать коллективно.

Словарь:сьӧд,еджыд,гӧрд, лӧз, кольквиж, турунвиж, руд, рӧм, биавиж.

Конструкции:

Прил. + сущ.

прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..

мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.

Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + рӧм?

Кутшӧм + сущ. + тэныд + колӧ? (Кутшӧммачтэныдколӧ?)

Кутшӧм + тэнад (менам) + сущ?

Кутшӧм + тэнад (менам) + сущ.?

Кодлӧн + прил (рӧм) + сущ.?

Художественное слово: загадки на коми и русском языке.

Ситуации общения: «Собери букет ко Дню рождения». «В гости к карандашам», «Что перепутал художник?», «Дождь смыл все краски», «Краски поссорились». 

Тема: «Овощи»

Программное содержание:

- Увеличение объема лексического и грамматического материала по теме.

- Рисование, раскрашивание фруктов и овощей, называя при этом цвет и размер.

- Знакомство с коми праздником «Чомӧр».

Словарь:градвыв пуктас, помидор, огуреч, свеклӧ, морков, переч, кӧчан, быдмӧ, серкни, картупель, лук,чомӧр.

Конструкции:

Прил. + сущ. (Гӧрд помидор)

Гл. +сущ. (Быдмӧсёркни).

Художественное слово: загадки об овощах, «Ӧгурцы» Н. Носов.

Ситуации общения: «Урожай собирай и на зиму запасай!». «Что растёт в огороде?».

Тема: «Грибы»

Программное содержание:

- Обогатить словарный запас детей, за счет введения новых слов по теме «Грибы».

- Развивать умение пользоваться словами, обозначающими цвет, грибы, количество.
Словарь:тшак(яс), гӧрдгоб, дона гоб, ягсер, уртшак, кӧчгоб, быдмӧ, вӧр.

Художественное слово: «Тшакъяслӧн зык» И. Коданёв.

Ситуации: «Что растёт в лесу?». «Миянбыдмысьтшакъяс». «Съедобные – несъедобные грибы».

Тема: «Перелётные  и зимующие птицы»

Программное содержание:

- Воспитание доброго отношения к живой природе.

- Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление  их со сказками и другой информацией о птицах.

- Знакомство с новой игрой на коми языке «Сильӧяслӧнкытш».

Словарь: тури, дозмӧр, дзодзӧг, гулю, рака, катша, пышкай, жонь, лэбач(яс),

Художественное слово: «Дозмӧр да тури».

Ситуации: «Перелетные птицы». «Зимующие птицы».

Тема:Мои друзья - животные»

Программное содержание:

- Пополнение словаря за счет введения новых слов по теме «Животные».

- Закрепление знакомых слов по теме «Животные».

- Развитие у детей умений слушать и понимать информации о животных на коми языке и реагировать на нее.

- Развитие умения рассказывать о своем любимом животном на коми языке. (Из 2 -3 реплик)

- Воспитание доброго отношения к животным.

- Рисование любимого животного и рассказ о том, что оно умеет делать.

- Просмотр презентации «Подготовка животных к зиме».

Словарь: гортса да вӧрсапемӧсяс, кань - каньпи, пон - понпи, мӧс – кукань, вӧв – чибӧ, порсь – порсьпи, кӧза – кӧзапи, ыж – баля. Ош – ошпи, кӧч – кӧчпи, руч – ручпи, кӧин – кӧинпи, ур – урпи, шыр – шырпи, сан.

Конструкции:

Прил. + сущ.

прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..

мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.

Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + пемӧс?

Художественное слово:

С. Куликов «Шырпи» ;  «Вӧв»; « С. Пылаева «Ур да ош»;

Ситуации:«Размытое письмо», «Поможем бабушке найти животных», «Волшебные превращения», «Кто живет в лесу?»,  «Викторина: Домашние и лесные животные».

Тема: «Зима»

Программное содержание:

- Знакомство с новыми словами по теме «Зима. Зимние забавы».

- Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы, четкое произношение коми звуков.

-Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполняя задания, действовать коллективно.

- Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой активности, желания работать в коллективе.

Словарь:тӧв,кӧдзыд,лым, лымморт, лымчир,лыммач.Лым ныв, Мороз пӧль, козин, козпу. Лызь, дадь, коньки, исласьны.

Конструкции:

Прил. + сущ.

прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..

Вопросы детей к сверстникам: Мый (кодi) тайӧ?. «Кодiабу?»

Художественное слово:

С. Куликов «Февраль», В. Лыткин «Тӧв», П. Образцов «Выль во», А. Ванеев «Доддя поезд».

Ситуации: «Зимушка – Зима», «Зимние забавы», «Подготовка к Новому году», «Зима – любимое время года», «Новый год и Рождество».

Тема:«Одежда»: 

Программное  содержание:

- Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие одежду и обувь.

- Продолжать формировать умение употреблять в речи глаголы: пасьталiс, пӧрччис.

- Учить строить предложения по усвоенным конструкциям, формировать навыки диалогической речи.

Словарь: Дӧрӧм, кӧм, платтьӧ, гач, гынкӧм, кепысь, пась , пасьтав, пӧрччы, мича – абумича (няйт), шоныд. 
Конструкции:

Менам + сущ.

Менам + прил. + сущ.

сущ. + глаг. Ед. ч. наст.вр., 3 лица.

Вопросы детей к сверстникам: кутшӧм + сущ.?

Босьт (пукты) + сущ.

Пасьтав (порччы) + сущ.

Вай + сущ.?

Кодлӧн + прил + сущ.?

Меным + колӧ + прил. + сущ.

Ситуации общения: «Художники - модельеры». «Раздача шуточных вещей». «На выставке моделей  Ёмы и Зарань» и т. д. 

Тема: «Еда и напитки»; «Посуда».

Программное содержание:

- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Еда и напитки», «Посуда».

- Учить понимать обобщающее слово «сёян – юан».

- Закрепление знакомых типовых конструкций.

- Продолжать формировать навыки диалогической речи.

- Дать знания о том, что в коми языке существуют заимствованные слова с других языков (русского) и в этих словах ударение ставиться на первый слог, а также заменяются звуки «ф» на «п»; «ц» на «ч»; «х» на «к». 

Словарь:сёян – юан, нянь, сов, шыд, рок, яй, чери, йӧв, ва,тшай, сёйны, юны, пуны, вӧчны, шоныд – кӧдзыд. Тасьтi, дозмук, пань, стӧкан, рач, вилки, гырнич, чашка, миска.

Конструкции:

Тайӧ + сущ.

Менам + сущ.

Прил. + сущ.

Ме + глаг наст. вр. + сущ. 
Вопросы детей к сверстникам:

Мыйтайӧ?

Мыйтэнад?

Кутшӧм + сущ.?

Мыйвочӧ+ сущ.?

Мый тэ вочан?

Кодлӧн + различные варианты высказываний. 
Ситуации общения: «Магазин», «У зайца день рождения», «Сделаем салат» (продуктовый вид деятельности)., «Что такое посуда?».

Художественное слово: С. Пылаева «Аттьӧ», А. Некрасов (Гамса) «Ичӧт Маша», «Тасьi –пань – черинянь», Ю. Попова «Сёя кӧ», «Откуда пришла к нам сковорода?».

Тематическое планирование по обучению коми языку детей 6 – 7 лет.
Тема:«Знакомство»  

Программное содержание:

- Повторить и закрепить слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные  ко всей группе или лично кому – либо.

- Продолжать учить пользоваться  приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.

- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.

- Упражнять в составлении диалога воспитателя с детьми и между детьми.

Словарь: видзаоланныд,видзаолан,чолӧм,бур асыв, бур лун, бур рыт, став бурсӧ, аддзысьлытӧдз, аттьӧ, нывка, зонка, челядь.

Вопросы детей к сверстникам: 

Кодi тэ?; 

Кыдзитэнӧшуӧны?

Тэ нывка али зонка? 

Кымынтэныдарӧс?

Кодiтэнад эм? 

Ситуации общения: «Журналисты и репортеры».

Тема: «Моя Родина»

Программное содержание:

- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Моя Родина».

- Учить детей составлять рассказ на тему «Моя республика» «Моё село».

- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.

- Воспитывать любовь, чувство привязанности к малой Родине.

Словарь: Кар, сикт, Айкатыла, Емдiн район, ю, Эжва ю, и тд.

Конструкции:

Мест.+глаг.+сущ. (МеолаАйкатыласиктын);

Прил.+сущ (Мича, ыджыд кар)

Ситуации: «Моя малая Родина», «Моё село», «Богатства Республики Коми, Коми край люби и знай».

Тема: «Золотая Осень»:

Программное содержание:

- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Осень».

- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.

- Воспитывать любовь к родной природе, коми культуре.

- Закрепить цвета на коми языке.

- Обобщить знания и представления детей о культуре и традициях празднования коми посиделок «Чомӧр».

Словарь: зарни ар, шондi, кымӧр, кор(яс), кольквиж, гӧрд, турунвиж,сьӧд, еджыд,зэр, няйт, усьӧныкоръяс, пу, ывла, дзебсис…

Конструкции:

Гл.+Сущ. (Воис ар).

Гл. + Прил.+Сущ. (Воисзарни ар)

Прил.+ Сущ. (Кольквижкор).

Сущ.+глаг.+ Сущ.+ Посл. (Шондiдзебсискымӧрсайӧ).

Ситуации общения: «Золотая осень». «Осень в гости к нам пришла». «Унылая пора очей очарование», «Кӧдзыд ар».

Художественное слово:«Озыр ар», «Ар» В. Тюрнина.

Тема: «Овощи»

Программное содержание:

- Увеличение объема лексического и грамматического материала по теме.

- Рисование, раскрашивание фруктов и овощей, называя при этом цвет и размер.

- Продолжать расширять знания детей о коми осенних праздниках «Чомӧр», «Осенины».

Словарь: град выв пуктас, помидор, огуреч, свеклӧ, морков, переч, кӧчан, быдмӧ, серкни, картупель, лук, чомӧр, галан, кушман.

Конструкции:

Прил. + сущ. (Гӧрд помидор)

Гл. +сущ. (Быдмӧсёркни).

Сущ+глаг+сущ.

Художественное слово: загадки об овощах, «Ӧгурцы» Н. Носов.

Ситуации общения: «Урожай собирай и на зиму запасай!». «Что растёт в огороде?», Интерактивная игра «Собери овощи в корзину».

Тема: «Ягоды»

Программное содержание:

- Увеличение лексического объема и грамматического материала по теме «Ягоды».

- Рисование, северных ягод, называя при этом цвет.

- Закрепить умение составлять рассказ по схеме.

Словарь:вотӧс, турипув, пув, мырпом, оз, пелысь, чӧд, чӧдлач, ӧмидз, быдмӧ вӧрын…

Конструкции:

Прил. + сущ. (Гӧрдтурипув, чӧскыдмырпом).

Гл. +сущ. (Быдмӧ вӧрын).

Сущ+глаг+сущ.

Ситуации общения: «Наши  северные ягоды», «Что растет в лесу?», «Ягоды и фрукты».

Тема: «Грибы»

Программное содержание:

- Обогатить словарный запас детей, за счет введения новых слов по теме «Грибы».

- Развивать умение пользоваться словами, обозначающими цвет, грибы, количество.
Словарь:тшак(яс), гӧрдгоб, дона гоб, ягсер, уртшак, кӧчгоб, быдмӧ, вӧр, гут кулан тшак, понтшак, сёянтшак.

Художественное слово: «Тшакъяслӧн зык» И. Коданёв, загадки о грибах.

Ситуации: «Что растёт в лесу?». «Миянбыдмысьтшакъяс». «Съедобные – несъедобные грибы».

Тема: «Перелётные  и зимующие птицы»

Программное содержание:

- Воспитание доброго отношения к живой природе.

- Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление  их со сказками и другой информацией о птицах.

- Закрепление подвижной игры на коми языке «Сильӧяслӧнкытш».

Словарь: тури, дозмӧр,дзодзӧг, гулю, рака, катша, пышкай, жонь, лэбач(яс),пыста, тар, каля, сырчик, итд.

Художественное слово: «Дозмӧр да тури», загадки о птицах.

Ситуации: «Перелетные птицы». «Зимующие птицы». «Кормушка». «Поможем пернатым друзьям».

Тема:Мои друзья - животные»

Программное содержание:

- Пополнение словаря за счет введения новых слов по теме «Животные».

- Закрепление знакомых слов по теме «Животные».

- Развитие у детей умений слушать и понимать информации о животных на коми языке и реагировать на нее.

- Развитие умения рассказывать о своем любимом животном на коми языке. (Из 2 -3 реплик)

- Воспитание доброго отношения к животным.

- Рисование любимого животного и рассказ о том, что оно умеет делать.

- Просмотр презентации «Подготовка животных к зиме».

Словарь: гортса да вӧрсапемӧсяс, кань - каньпи, пон - понпи, мӧс – кукань, вӧв – чибӧ, порсь – порсьпи, кӧза – кӧзапи, ыж – баля, меж, ӧш.  Ош – ошпи, кӧч – кӧчпи, руч – ручпи, кӧин – кӧинпи, ур – урпи, шыр – шырпи, сан, мой, вӧр кань.

Конструкции:

Прил. + сущ.

прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..

мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.

Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + пемӧс?

Художественное слово:

С. Куликов «Шырпи» ;  «Вӧв»; « С. Пылаева «Ур да ош»;

Ситуации:«Размытое письмо», «Поможем бабушке найти животных», «Волшебные превращения», «Кто живет в лесу?»,  «Викторина: Домашние и лесные животные».

Тема: «Зима»

Программное содержание:

- Знакомство с новыми словами по теме «Зима. Зимние забавы».

- Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы, четкое произношение коми звуков.

- Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполняя задания, действовать коллективно.

- Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой активности, желания работать в коллективе.

Словарь:тӧв, кӧдзыд, лым, лымморт, лымчир, лыммач. Лым ныв, Мороз пӧль, козин, козпу. Лызь, дадь, коньки, исласьны.

Конструкции:

Прил. + сущ.

прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..

Вопросы детей к сверстникам: Мый (кодi) тайӧ?. «Кодiабу?»

Художественное слово:

С. Куликов «Февраль», В. Лыткин «Тӧв», П. Образцов «Выль во», А. Ванеев «Доддя поезд».

Ситуации: «Зимушка – Зима», «Зимние забавы», «Подготовка к Новому году», «Зима – любимое время года», «Новый год и Рождество».

Тема:«Зимняя и демисезонная одежда»: 

Программное  содержание:

- Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие одежду и обувь.

- Продолжать формировать умение употреблять в речи глаголы: пасьталiс, пӧрччис.

- Учить строить предложения по усвоенным конструкциям, формировать навыки диалогической речи.

Словарь: Дӧрӧм, кӧм, платтьӧ, гач, гынкӧм, кепысь, пась , пасьтав, пӧрччы, мича – абумича (няйт), шоныд, носки, сарапан, шушун, итд
Конструкции:

Менам + сущ.

Менам + прил. + сущ.

сущ. + глаг. Ед. ч. наст.вр., 3 лица.

Вопросы детей к сверстникам: кутшӧм + сущ.?

Босьт (пукты) + сущ.

Пасьтав (порччы) + сущ.

Вай + сущ.?

Кодлӧн + прил + сущ.?

Меным + колӧ + прил. + сущ.

Ситуации общения: «Художники - модельеры». «Раздача шуточных вещей». «На выставке моделей  Ёмы и Зарань» и т. д. 

Тема:  «Еда и напитки»; «Посуда».

Программное содержание:

- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Еда и напитки», «Посуда».

- Учить понимать обобщающее слово «сёян – юан».

- Закрепление знакомых типовых конструкций.

- Продолжать формировать навыки диалогической речи.

- Дать знания о том, что в коми языке существуют заимствованные слова с других языков (русского) и в этих словах ударение ставиться на первый слог, а также заменяются звуки «ф» на «п»; «ц» на «ч»; «х» на «к». 

Словарь:сёян – юан, нянь, сов, шыд, рок, яй, чери, йӧв, ва,  тшай, сёйны, юны, пуны, вӧчны, шоныд – кӧдзыд. Тасьтi, дозмук, пань, стӧкан, рач, вилки, гырнич, чашка, миска.

Конструкции:

Тайӧ + сущ.

Менам + сущ.

Прил. + сущ.

Ме + глаг наст. вр. + сущ. 
Вопросы детей к сверстникам:

Мыйтайӧ?

Мыйтэнад?

Кутшӧм + сущ.?

Мыйвочӧ+ сущ.?

Мый тэ вочан?

Кодлӧн + различные варианты высказываний. 
Ситуации общения: «Магазин», «У зайца день рождения», «Сделаем салат» (продуктовый вид деятельности)., «Что такое посуда?».

Художественное слово: С. Пылаева «Аттьӧ», А. Некрасов (Гамса) «Ичӧт Маша», «Тасьi –пань – черинянь», Ю. Попова «Сёя кӧ», «Откуда пришла к нам сковорода?».

Тема: «Весна»

Программное содержание:

- Продолжать учить составлять рассказ на тему «Весна» по схеме и по картине.

- Побуждать к активному использованию в личных знаниях в процессе беседы.

- Расширить словарь за счет названий явлений природы.

Словарь: тулыс, шоныд, кӧдзыд, шор, визувтӧ, сылӧлым, йинёньяс, гажа, локтӧнылэбачьяс, жугалӧйи, петӧнымедводдзадзоридзьяс, итд.
Ситуации: «Гажатулыс», «Весна пришла», «Ловзьысьтулыс» итд.

Художественное слово: загадки о птицах.

Тема: «Школа»

Программное содержание:

- Пополнять и расширять словарь за счет слов круга профессии, обозначающих отношение к детству.

- Побуждать к активному использованию в личных знаниях в процессе беседы.

- Активизировать в речи названия игрушек, живых зверей.

- Вовлекать детей в диалоги с использованием знакомых конструкций.

Словарь: кагульнича, велӧдысь, велӧдчысь, уджавны, челядь, вӧчны зарядка, серпас, анбур, лыддьӧ, небӧг, рисуйтчӧитд.

Ситуации: «Мои любимые занятия», «Чем отличается детский сад от школы?», «Мои школьные принадлежности», «Мои любимые игры».

Требования к уровню подготовки воспитанников.
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: 

- умение здороваться и прощаться, умение сказать свое имя, назвать имя членов семьи, дать имя кукле и животному; 

- умение рассказывать о своих действиях и движениях; 

- умение рассказывать о своих действиях и движениях сверстников, животных и членов семьи; 

- умение обозначать принадлежность (отсутствие): (эм – абу). (Каньлон эм пель. (мичагач, и т. д.); 

- умение характеризовать предметы (акань, ичот и т. д.); 

- умение задавать вопросы к сверстникам, персонажам и взрослым; 

- умение вести диалог: педагога с ребенком из 5-6 реплик: ребенка с ребенком из 2-3 реплик. 

К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ (дополнительно к речевым умениям первого года обучения) ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- ответить на вопросы о себе и касающиеся какого – либо лица: назвать имя, возраст, что умеет, любит делать; 

- выразить свои предпочтения, пожелания, возможности (мекосья – огкосйы, мерадейта – оградейтмеверма – огвермы, мекужа – огкуж; сiйокосйо – озкосйы); 

- выразить предмет действия (Ме ворса мачон); 

- обозначать местонахождение предмета в пространстве; 

-выразить адресат действия; 

- задавать вопросы детей к сверстникам и взрослым; 

- вести диалог взрослого с ребенком из 6-8 реплик, и ребенка с ребенком из 3-4 реплик. 

К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ(дополнительно к речевым умениям первого года обучения) ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- Отвечать на вопросы о себе и касающиеся какого-либо лица: назвать имя, возраст, что умеет, любит делать.

- Вызвать свои предпочтения, пожелания, возможности (мекӧсъя, огкӧсйы, мерадейта, оградейт.)

- Выразить предмет действия (ме ворса мачӧн)

-Выразить адресат действия.

- Задавать вопросы к сверстникам и взрослым.

- Вести диалог со сверстником из 3 – 4 реплик.

Список используемой литературы:

1.Программа «Парма» под редакцией Белых С.С., ШтекляйнС.Н., ПотолицынойН.Б.(2010г).

2. «Программно методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» Авторы: Остапова З.В., Москвина Т.А.(2012г)

3. «Пути оптимизации обучения лексике второго языка как основному компоненту речи в детском саду» Осипова А.И., Потолицына Н.Б. (2001г) 4.«Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа».И.А.Пасынкова (1998г)

5. «Обучение детей дошкольного возраста коми языку». Н.Б. Потолицына. (2004г) 6. «Развитие речевого общения на коми языке» Потолицына Н.Б., Зайцева Н.Ф., Гилязова Е.А.(2009г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

рабочая программа по обучению русскому языку в ДОУ

Содержание, пояснительная записка, календарное планирование, перспективное планирование, работа с родителями, диагностические задания...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5-7 лет.

Пояснительная запискаВозможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный воз...

Рабочая программа по обучению коми языку (государственному) детей 4 – 7 лет

Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 4-7 лет коми языку в ДОУ....

Рабочая тетрадь по обучению коми языку для воспитанников старшего дошкольного возраста Посуда

Рабочая тетрадь предназначена для изучения и закрепления значений коми слов по теме "Посуда"...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...