НОД по развитию речи "Загадки для лунного гостя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Николаева Елена Алексеевна

Данный материал содержит приемы составления загадок с помощью технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zagadki_dlya_lunnogo_gostya_no_1.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе

на тему «Загадки для Лунного гостя»

Подготовила и выполнила:

воспитатель Николаева Елена Алексеевна

2015 г.

Программное содержание:

Формировать у детей способность обследовать объекты и самостоятельно находить значения имен признаков, характерные для объектов.

Закрепить умение находить общий признак у двух и более объектов; сравнивать объекты по общему признаку, используя образные характеристики.

Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.

Развивать наглядно-образное, эвристическое мышление, способность к воображению и фантазированию.

Обогащать и активизировать словарный запас детей. Развивать наблюдательность и любознательность детей, способность устанавливать простейшие связи. Способствовать формированию мыслительных операций (внимание, логику, воображение).

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Предварительная работа:

Загадывание и разгадывание типовых загадок, освоение модели составления сравнений (в рамках ТРИЗ-технологии), знакомство с именами признаков (форма, цвет, рельеф, температура, материал, влажность, действие и др.), проведение игр на закрепление знаний об именах признаков, знакомство с Волшебниками-преобразователями, проведение игр на закрепление функций преобразования.

Материалы: игрушка Лунтик, карточки с изображением объектов (самовар…), коробка с карточками-схемами имен признаков, плакаты с моделями загадок № 1 и № 2.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный гость, но прежде, чем он появится, отгадайте загадку:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.

Дети: Лунтик!

Воспитатель: Правильно, ребята! А вот и наш гость. Лунтик говорит, что он пришел к нам не просто так, а за помощью. Дело в том, что паук Дядя Шнюк решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Баба Капа сказала Лунтику, что в наш детский сад ходят умные мальчики и девочки, которые умеют придумывать загадки. Поможем ему?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо! Лунтик принес с собой карточки, на которых изображены разные предметы, и вот о них нам нужно придумать загадки. А еще у Лунтика есть волшебная коробочка, которую ему передала Бабуля Капа. Баба Капа и сама не знает, что там внутри, однако совершенно точно, что содержимое коробки поможет нам придумывать загадки.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие картинки нам принес Лунтик. Показывает детям одну из карточек: - Что это за объект на карточке?

Дети: Самовар (например).

Воспитатель: А вот теперь нам пригодится волшебная коробочка Бабы Капы. Давайте откроем ее и посмотрим, что же там внутри (воспитатель открывает коробку, достает карточки со схематичным изображением имен признаков). Ребята, что это?

Дети: Имена признаков!

Воспитатель: Совершенно верно. Они-то нам сейчас и нужны. Какие признаки есть у самовара?  

(поочередно показывает карточки со схемами имен признаков, дети называют, какой самовар по заданным признакам).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте будем учиться придумывать загадки.

(вывешивает лист ватмана со схемой модели № 1 для составления загадок и предлагает детям придумать загадку о самоваре на основе модели сравнений, фиксирует варианты детей (графически или текстом).

Модель № 1:

ИМЯ ПРИЗНАКА

КАКОЙ?

КАК,

НО НЕ

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

ФОРМА

круглый, пузатый

КАК,

НО НЕ

арбуз, мяч, солнце

РЕЛЬЕФ

гладкий

(ровный)

КАК,

НО НЕ

зеркало, стекло, сапожки

ЦВЕТ

желтый

КАК,

НО НЕ

солнце, цыпленок

МАТЕРИАЛ

железный

КАК,

НО НЕ

трактор, робот

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя слова-связки "Как" или "Но не". Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Далее воспитатель усложняет работу -  просит детей дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения, а также предлагает давать «похвальбушные» сравнения (на завышение) или «дразнюшные» сравнения (на занижение):

Например:

Пузатый, как спелый арбуз (завышение),

       как объевшийся кот (занижение).

Гладкий,  как новенькие сапожки (завышение),

       как лысая голова (занижение).

Желтый, как летнее солнце (завышение),

               как перезревший кабачок (занижение).

Железный, как непробиваемый танк (завышение),

       как ржавый трактор (занижение).

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем в подвижную игру «Раз, два, три  - кто мой друг, ко мне беги!».

Подвижная игра «Раз, два, три – кто мой друг, ко мне беги!»

едущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился, затем произносит слова: «Раз, два, три - кто мой друг по признаку (вставить нужный признак), ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились).

Воспитатель: А теперь вернемся к нашим загадкам.  Вот еще одна модель, по которой мы с вами будем придумывать загадки.

Модель № 2:

ИМЯ

ПРИЗНАКА

ЧТО ДЕЛАЕТ?

КАК,

НО НЕ

КТО (ЧТО) ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?

ДЕЙСТВИЕ (ДВИЖЕНИЕ)

пыхтит

КАК,

НО НЕ

ёжик

кипятит воду

КАК,

НО НЕ

чайник

стоит на столе

КАК,

НО НЕ

ваза

На этот раз мы будем сравнивать наш объект – самовар – по действию. Что же делает наш самовар и с каким объектом его можно сравнить по признаку действие? (фиксирует варианты детей).

 А теперь давайте объединим две модели: будем использовать сравнение из 1 и 2 модели одновременно:

Например:  Круглый, как спелый арбуз,

          Пыхтит, но не уставший ёжик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь каждый из вас получит карточку из коробки Лунтика и придумает загадку (или несколько загадок) про изображенный на карточке объект.  

По мере выполнения задания воспитатель выслушивает ответы детей и записывает их для Лунтика.

Воспитатель: Ребята, вы все отлично справились с заданием, давайте положим записанные загадки в коробочку Бабы Капы, пожелаем Лунтику выиграть конкурс загадок  и попрощаемся с нашим Лунным гостем.

Дети: До свидания, Лунтик!

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Вам было трудно или легко придумывать загадки?  А что вам помогло придумывать загадки? Сможете научить кого-нибудь еще придумывать загадки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к презентации "Школа для лунного гостя"

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л....

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ».

                          СПОРТИВНОЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ  «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ»        ...

Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)

Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...