Сборник пальчиковых игр "Животные".
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Бурденкова Елена Евгеньевна

Представлены пальчиковые игры для детей раннего и дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sb._pal._igr.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №1.

Сборник упражнений пальчиковой гимнастики для развития речи                                 младших дошкольников (Животные).

                                                 Движения руки всегда тесно связаны

                                                 С речью и способствуют её развитию

                                                                                    В. М. Бехтерев

                   Выполнила воспитатель Бурденкова Е. Е.

              Кемеровская область, г. Ленинск - Кузнецкий

                                       2018г.                  

                     

Сборник упражнений разработан для педагогов и родителей дошкольников.

    Содержание упражнений:

  1.         Котик.
  2.         Лиса.
  3.         Белочка.
  4.         Медведь.
  5.         Щенок.
  6.         Коза.
  7.         Зайчик.
  8.         Черепаха.
  9.         Ёжик.
  10. Солнечные зайчики.
  11. Козлятки.
  12. Мышка.
  13. Киска.
  14. Масленица с животными.
  15. Мартышки в цирке.
  16. Животные в замке.
  17. Лапки.  
  18. Живые игрушки.

                                 Предисловие

  Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

  Обнаружив у ребёнка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

  Этот сборник поможет вам.

                                             Котик.

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

  Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

                                             Лиса.

Лиса по лесочку петляла,

Хвостом следы заметала.

  Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.

                                          Белочка.

Сидит белочка в тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(Народная песенка)

  Поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

                                         Медведь.

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

« - Здравствуй, рыжая лисичка,

- Здравствуй, белочка-сестричка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!»

  Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, средного, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

                                         Щенок.

Крутит хвостиком щенок –

Увидал в саду цветок.

  Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

                                           Коза.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю…

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает –

Сейчас забодает.

(Народная потешка)

  Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпремленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» - «коза» начинает двигаться вперёд.

                                          Зайчик.

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

  Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

                                             Черепаха.

Черепашка в пруд ползёт –

Домик на спине везёт.

Ты быстрей, быстрей ползи!

Домик весело вези!

  Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперёд весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

                                           Ёжик.

Шёл по лесу

Хмурый ёжик.

Не жалел

Коротких ножек.

Нёс детишкам

Он грибочки.

Растерял их

Возле кочки.

  Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.

                               Солнечные зайчики.

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

  Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.

                                         Козлятки.

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки.

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток – тонконожек.

  Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, затем кулочки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама-козочка строга…» - поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки».

                                           Мышка.

Дети пили молоко,

Ели с мёдом пышку

И не знали, что под стол

Забралась к ним мышка.

Нет в стакане молока,

На тарелке – пышки,

Ну, а крошки на столе

Доедает мышка.

  Поставить руку локтём на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.

                                           Киска.

Как проснётся

Наша киска,

Суп не станет

Есть из миски,

А зарядку

Потихоньку

Будет делать

Кошка Пронька.

То прогнёт,

То выгнет спинку.

Ножку вытянет

Вперёд.

За ушком себя

Почешет,

Помурлычет

И зевнёт.

  Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки.

                               Масленица и животными.

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку - кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

  Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

                                    Мартышки в цирке.

На арене цирка – вышка,

А на вышке – две мартышки.

И они вздетают ловко,

Вверх под купол –

На верёвке.

Вниз скользят

Как акробаты,

Очень ловкие ребята!

  Сложить руки в кулачки.

  Имитировать движения рук по верёвке вверх, а затем вниз.

                                     Животные в замке.

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ёжика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

  Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только…» - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

                                             Лапки.

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовёт.

Показывает лапки,

А лапки – цап - царапки!

  Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

                                         Живые игрушки.

У нашей Танюшки

Живые игрушки:

Котёнок – милёнок,

Щенок – лопоушка,

И мышка смешная

По кличке Норушка.

  Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого.

Гладит Танюшка

Щенка - лопоушку,

Щекочет миленка

За ушком.

А мышка-норушка,

Грустит за подушкой.

  Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.

Не видит хозяйка,

Что мышка Норушка

Давно уж доела ватрушку.

И ждёт, когда крошки

От пышки

Достанутся маленькой мышке.

  Поставить руку локтём на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.

                                  Литература.

Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ. Астрель, 2006.

Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Просвещение, 1973.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1998.

                 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима".

Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима"....

Сборник пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.

В сборнике представлены пальчиковые гимнастики и игры для детей средней группы....

Методическая разработка Задорные ручки - сборник пальчиковых игр для дошкольников

Предлагаемая  методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста.Цель данной разработки – помощь воспитателям в организации развивающего процесса, с помощью моторики пальцев рук...

Сборник пальчиковых потешек

Стихи-потешки предназначены для уроков пальчикового рисования и развития мелкой моторики у детей 2-6 лет. Рисуем различные линии....

Сборник пальчиковых игр.

В предложенном сборнике представлены разнообразные пальчиковые игры, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры могут быть полезны в практической деятельност...

СБОРНИК Пальчиковых упражнений на лето

Важнаязадача дошкольного учреждения  -  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.    Как же мы, педагоги, в не...