Словесная игра как средство развития речи дошкольников с ОНР
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Известно, что у дошкольников с ОНР страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными  обследования детей.

 У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, не всегда понимают сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Ребенок, правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь их перечислением.  В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами.

 Не могут составить логичный рассказ, полно, и развернуто ответить на вопрос.

 Отсутствует четкость и последовательность изложения.

 Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи, поэтому перед нами и встала задача развивать речь детей через разные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivalochka_-_kopiya.docx34.65 КБ
Файл План работы на неделю23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развивалочка

Цель:

 Развитие речи дошкольников с ТНР через словесные дидактические игры.

Задачи:

  • Сформировать у детей умения и навыки словесной игры;
  •  Развить умение использовать словесные дидактические игры в повседневной жизни;
  •   Организовать работу с родителями по развитию речи детей посредством словесных дидактических игр.

«Родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа» (Я. Корчак)

 Известно, что у дошкольников с ОНР страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными  обследования детей.

 У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, не всегда понимают сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Ребенок, правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ограничивается лишь их перечислением.  В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами.

 Не могут составить логичный рассказ, полно, и развернуто ответить на вопрос.

 Отсутствует четкость и последовательность изложения.

 Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи, поэтому перед нами и встала задача развивать речь детей через разные формы.

                   В качестве активизирующего средства мы используем разные формы  работы для развития речи  дошкольников   с ТНР:

  • экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • проектную деятельность;
  • театрализованную деятельность;
  • сказки (развивают диалогическую речь; формируют связную речь);
  • разнообразные формы малого фольклора: потешки, загадки, считалки, дразнилки, путаницы и.т.д; - используем при отработке звукопроизношения не только изолированно, но и в речи (расскажи так, чтобы все услышали звук «Р»; кто быстрее произнесёт скороговорку; а сейчас расскажи скороговорку быстро-медленно-быстро; расскажи стишок вначале громко, затем тихо, потом снова громко)
  • игра  в паре, спиной друг к другу «Поймай свой звук» - ребенок хлопает в ладоши тогда, когда услышит свой звук.
  • литературные стихи (продумывать вопросы речевого поискового характера)
  • Д/И по развитию речи;
  • словесные игры по развитию речи и.т.д. 

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

 Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный словарь. Чтобы перенести, как можно больше пассивных слов в актив используем разнообразные игры и упражнения.

Картотека словесных игр.

Учить подбирать определения к предмету, явлению.

 «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. 
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее. 
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. 
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный. 
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный и.т.д.

Учить подбирать действия к предмету.

Ветер (что делает?) - воет, парус надувает, листья срывает и.т.д.

 «Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ»

(По рассказу Н. Носова «На горке»)

Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.

Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел). 
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией). 
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег). 
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали, в поте лица).
 

Учить подбирать предметы к действию-(НА НЕБЕ СВЕРКАЕТ, ЗЕМЛЮ СОГРЕВАЕТ)

ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ (БОЛЬШОЙ, ГРОМАДНЫЙ, ОГРОМНЫЙ)  - слова приятели

ПОДБИРАТЬ АНТОНИМЫ – игра «Скажи наоборот» (ДЕНЬ-НОЧЬ, ПЕЧАЛЬ-РАДОСТЬ)

Придумать слова, которые оканчиваются на ок, ек, или начинаются с ва,  за.

Новые слова (словообразование) –1. у лисы длинный хвост – как сказать одним словом (длиннохвостая)

2.придумать много новых слов от слова «лес» - лесок, лесочек, лесовик, лесник и.т.д.

«ЗАДУМАЙ СЛОВО» (по типу загадай предмет).

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или, что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово,

 например: 
он -  пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок); 
он красивый, голосистый, кукарекает (петух); 
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка); 
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка); 
оно белое, плывёт по небу (облако).

 «КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, Инопланетянину, что бывает:

Что бывает зелёным? - огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
Что бывает широким? — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
Что бывает новым? — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
Что бывает маленьким? — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
Что бывает вкусным?— конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
Что бывает пушистым? — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
Что бывает холодным? — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; 
Что бывает высоким? — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура; 
Что бывает круглым? — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

Игра для развития речи "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

  Развивающая речь игра "Картинки-загадки» или «Отгадай что или кто у меня»

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

  Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие воспитатель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

 Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

  Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

 Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

По конкретной теме, которую изучаете (овощи, фрукты и.т.д).

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

  Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

 Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

 Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

 Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

 Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

 "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

 Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же. На какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Цепочка.

1.придумывание слов на заданный звук (рак, рот, роман, ручей и.т.д).

2. придумывание слов на последний звук слова (рак-крот-танк-компас-слон-носорог)

3.Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

 Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в..( например, в Индию).

 Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Мы с собой берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую палубу на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

 Снежный ком.(Я кладу в мешок).

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

Телеграфисты – придумывание слов с разным количеством слогов по заданию ведущего.(рак, мак, шар, нос, глаз, шкаф и.т.д).

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Структурные диалоги

  1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.

- У тебя есть апельсины? 
- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?

  1. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

- В вазе что-нибудь есть? 
- Да, в вазе цветы.

- На стене что-нибудь висит? 
- Нет, на стене ничего не висит.

- За коробкой есть что-нибудь? 
- Да, за коробкой лежит карандаш.

  1. Отрицание.

- Это зима, не так ли? 
- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега.  Это осень.

- Это лошадка, не так ли? 
- Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

- Это ромашка, не так ли? 
- У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.

  1. Утверждение

- Это книжный магазин, не так ли? 
- Совершенно верно. На полках одни книги. 
- Мальчик собрался на каток, не так ли? 
- Вы правы. В руках у него коньки.

 Словесные игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как  они позволяют дошкольнику не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания, каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!



Предварительный просмотр:

Тема: «Город, в котором я живу». Дата проведения с12 – 16 ноября.

 Цель: Расширять знания о родном городе и его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу.

Понедельник 12

Вторник 13

Среда 14

Четверг 15

Пятница 16

Утро

 Рассматривание альбома «Павлодары» - активизировать словарь.

 «Назови домашний адрес»

Цель: Активизация словарного запаса по теме (Тимур, Артур, Кирилл).

Составление и отгадывание загадок о городе. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Рано пришедшим детям предложить рассмотреть сборник детских творческих работ города Зеленогорска Огонь-друг

Огонь-враг!

Берегите город от пожаров (ситуативная беседа) - формировать противопожарные представления у детей. Игры на развитие мелкой моторики Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Д/игра «Что лишнее?» - развивать внимание, мышление, расширять и уточнять словарь по теме «Наш город».

 Учить слова сказки «Как старик корову продавал».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Д/и с мячом «Раздели на слоги» -совершенствование навыка слогового анализа слов. Бар-га, му – зей, фон-тан, у-ли-ца и.т.д Упражнение на дыхание - «Сдуй снежинку»Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

«Скажи наоборот»

Цель подбирать слова противоположные по значению. (Реки: Кан, Барга)

Широкая – узкая

полноводная –

Глубокая –

Предложить полить цветы- формировать умения добросовестно выполнять поручения. . Артикул и пальчиковая гимнастики.

Непосредственно – образовательная деятельность

 9.00-9.20 Познание (формирование целостной карт.мира)

Тема: « Город, в котором я живу» (ст. гр) Цель: Расширять знания о родном городе и его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу.

9.35-10.05 Познание (формирование целостной карт.мир Тема: «Город, в котором я живу » (подг. гр ) Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, героях. Расширить представления о ЭХЗ и его значимости в мировой промышленности, о ГРЭС, заводах. Воспитывать гордость за город, в котором живёшь.

16.00 -16.30 Музыка

900-9.22Познание

ФЭМП   

Тема: ст.гр «Ориентировка в пространстве Цель.Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве, закрепить название дней недели, учить составлять фигуру из восьми треугольников, закреплять названия геометрических фигур.

9.35-10.05  Познание

ФЭМП 2п/грподг гр.

Тема: Решение задач. Цель: продолжать решать задачи на сложение и вычитание. Закрепить название дней недели. Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, обозначая при помощи знаков>,<, =. Закрепить название геометрических фигур. Упражнять в умении ориентироваться в тетради в клетку.

10.15-10.40 Конструирование из бумаги по замыслу - закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях. Воспитывать аккуратность.

10.50-11.15(1 п/гр)

11.15-11.45(2п/гр) бассейн

 8.55-9.15  ст.гр

9.25-9.55 подг.гр Художественное творчество (аппликация/лепка) Животные нашего зверинца- закрепить умение лепить из целого куска, передавая особенности строения животного. Закрепить приёмы оттягивания и прощипывания. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

10.05-10.30

10.30-11.00 Оздоровительный комплекс

16.10-16.40-Физическая культура

формировать физические качества

9.00-9.30 Физическая культура - развивать двигательные умения

9.40 -10.10 Худож.тв-во

(рисование) подг.гр. «Улица,  на которой я живу»   

-учить передавать характерные особенности строения домов, пропорции, украшающие детали.

-закреплять умение рисовать контур простым карандашом (легкий нажим)

-развивать эстетическое восприятие.

10.20 -10.40 Худож.тв-во

(рисование) ст.гр. «Улица на которой я живу»

15.15 -15.45 Музыка –развивать певческие навыки.   

9.00-9.20 Коммуникация( ст. гр. )

Тема: «Мой город» Составление рассказа о городе Зеленогорске  с опорой на мнемосхему – продолжать учить детей составлять  рассказы с опорой на мнемосхему, использовать в рассказе прилагательные и наречия.

9.35-10.05 Коммуникация п/гр Тема: «Мой город» Составление рассказа о городе Зеленогорске   по предложенному плану –развивать связную речь, закреплять умения детей правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать любовь к родному городу.

Прогулка

Наблюдения за солнцем- дать представления о том, какие изменения произошли с солнцем

П/И «Ручейки, озёра»-развивать двигательную активность

Индивидуально: Саша, Маша– бег на выносливость (1мин)

Наблюдение за птицами - формировать элементарные представления о повадках птиц. Обогатить представления детей об образе жизни птиц осенью. Воспитывать желание помочь птицам. П/и «Куропатки и охотники»-формировать потребность в двигательной активности.

Наблюдение за снегом- познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением-снегопадом.

П/И  «Цепи кованы»

- Закреплять умение соотносить движение со словами.  Инд-но: Кирилл, Рома -прыжки с продвижением вперёд

Наблюдение за долготой дня- развивать наблюдательность, учить делать выводы.

П/И «Льдинки ,ветер и мороз»-упражнять в умении договариваться. Индивидуально: Лиза, Тимур- метание в цель.

Наблюдение за явлениями осенней природы - формировать элементарные представления о явлениях осенней природы. П/и «Ловишки» -закреплять умения выполнять ведущую роль в п/игре. Инд-но: Алеша, Таня - ходьба по буму приставляя пятку к носку

Х/чтение

«Это наш город» Волобуев, Волобуева    «Зелёный Зеленогорск» Волобуев, Волобуева.  Стихи детей города Зеленогорска.

Флаг, герб города Зеленогорска - буклет.    Чтение стихов поэтов нашего города-Ларисы Зотиковой, Светланы Рябец, Новичкова.

-активизировать словарь по теме, развивать диалогическую речь; учить детей внимательно слушать; развивать речемыслительные способности; воспитывать любовь к родному городу

Социализация

Создание условий для  с/р игр : «Дом», «Семья». «Детский сад», «Почта», «Дворец Культуры» «Мы в городе»

Игры со спортивным инвентарём – Дворец спорта

-развитие двигательной активности

-развитие коммуникативных качеств.

Викторина «Знаем ли мы свой город, в котором живём? – выявить знания детей о своём городе.

Сов.д-ть  коррекционный час

Коррекционный час. Словообразование

1.Образованиеприлаг-х

 «Чья? Чей? Чьё? Чьи?»

(перья, крыло, клюв, голова, ноги, шея, туловище)

У лебедя - …………….

У льва - ……………и.т.д.

Животные и птицы Звероуголка нашего города.

Коррекционный час .Образование сущ-х суф-м способом

«Ласковое слово»

Дом- ……………

Улица- …………

Магазин

Фонтан- …………..

Библиотека………..и.т.д.

С Лизой, Вероникой, Ильханом.

Коррекционный час Словоизменение

Цель:Употреблять  мн.ч. сущ.

«Один -много»

Дом -

Библиотека –

Фонтан – и.т.д. С Сашей, Лизой, Вероникой.

Состав чисел 5-10 с дет. п.гр.

Коррекционный час. Согласование

Числительных с существительными.

«Посчитай » (музеи, библиотеки, памятники, улицы, реки и.т.д. (достопримечательности города)) 

 Коррекционный час.

Согласование местоимений с существительными.(мой город, моя улица, моё стихотворение о городе и.т.д.

Артём, Вероника, Тимур

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10 , обозначая при помощи знаков>,<, =.   (Тимур, Василиса)

Организ.предм.развив.среды.

Рассматривание карты Красноярского края, города Зеленогорска, глобуса. Организовать выставку книг, открыток, альбомов о г. Зеленогорске, книг наших поэтов –Новичкова, Рябец, Зотиковой, каталога «Зеленогорское каприччио»-выставка работ городских художников. Рассматривание и чтение книг Зеленогорских авторов-Волобуевых.

Создание условий для Д/ игр «Мой любимый город» и.т.д. Рассматривание и рисование флага г. Зеленогорска, герба. Создание условий для с/р и спортивных игр

Проведение экскурсии по достопримечательным местам нашего города - семейный маршрут

Заучивание стихотворения «Мой  любимый город»

Самост. деятельность

Создать условия для Д/игр «Наш любимый город», «Знатоки родного города» - закреплять и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города, развивать зрительно – конструктивную деятельность. Воспитывать любовь к родному городу.

Создать условия для игры в муз. центре с музыкальными инструментами.

- закреплять названия инструментов, развивать слуховую память. Побеседовать о музыкальной школе, об ансамбле «Криницы  -активизировать в речи детей название местного ансамбля.

Создать условия для игры в ИЗО центре. Рисование флага г. Зеленогорска.

-закреплять умение рисовать флаг нашего города  и закрашивать в одном направлении.

Создание условий для игр в физ. центре

- Формировать умение правильно пользоваться оборудованием центра по ФИЗО, побеседовать о спортивных достижениях наших спортсменов.

Создать условия для Д/и «Конструктор» - постройка старинных и современных зданий нашего города, мостов.

-развивать конструктивные способности, умение сравнивать жизнь людей прошлого и настоящего времени.

Трудовая деятельность

Ремонт книг и коробок из-под настольно-печатных игр - воспитывать бережное отношение к книгам и играм.

Воспитание навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Игровая ситуация «Найди, что не так».

Очистка и обметание дорожек от снега - закреплять навыки работы с метлой и лопатой. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Засыпка корней деревьев снегом. Кормление зимующих птиц -  воспитывать желание оказывать  помощь живым существам, бережное отношение к природе, трудолюбие. Учить выполнять поручения воспитателя, знать обязанности дежурного.

-приучать добросовестно, выполнять свои  обязанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника».

В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют знач...

Словесные игры как средство развития речи дошкольника

Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во вре...

Консультация для родителей "Словесные игры как средство развития речи дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей страршего дошкольного возраста. Данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, ...

Словесные игры как средство развития речи дошкольника.

В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома....

Словесные игры как средство развития речи дошкольника.

В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома....

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"...