Картотека логопедических игр и упражнений
картотека по развитию речи на тему

Андреева Ирина Александровна

Картотека  игр для воспитателей коррекционных групп. Данные игры развивают дикцию, слуховое и речевое внимание, память, активизирую словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека логопедических игры

и упражнений

Развитие слухового внимания

«Просьба»

Цель: развитие слухового внимания, умение точно выполнять задание взрослого.

1. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба».

Просьба: подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклон головы вправо и влево.

Просьба: присядь.

Поставь руки ан пояс и попрыгай.

Остановись.

Просьба: руки на плечи.

2. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила своем мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус  и  опустилась на сиденье.

3. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Свинья летает.

Рыба бежит к морю.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

Соловей ловит медведя.

4. Реши загадки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Мама младше дочки.

В холодильнике жарятся котлеты.

Мальчики играют в баскетбол.

Пингвин ударил леопарда своим рогом.

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш  бросил в ванну  ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?  

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

5. Из трех объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.

Глаз – нос – брови

Стол – полка – стул

Сковорода – блюдце – кастрюля

Слива – персик – груша

Простыня – пододеяльник – наволочка

Ночник – торшер – свеча

Автобус – троллейбус – трамвай

 Огурец – морковь – свеча

Юбка – брюки  - шорты

Коза – свинья – корова

Активизация словаря

  1. Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Больничный халат.

Ствол дерева.

Помидор.

Трава.

Цыпленок.

Бумага.

Баклажан.

Радуга.

Пример: радуга- картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

  1. Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно есть…

Можно гладить…

Можно варить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно разрезать…

Можно бросать…

Можно измерять…

  1. Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…
  • Каждый знает, что новым бывает…
  • Каждый знает, что легким бывает…
  • Каждый знает, что круглым бывает…
  • Каждый знает, огромным бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, глубоким бывает…
  • Каждый знает, полезным бывает…

  1. Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.

Не друг, а …                              Не мелкий, а …

Не рассвет, а…                          Не грустный, а …

Не холод, а …                            Не узкий, а …

Не сахар, а…                              Не знаменитый, а …

Не конец, а …                            Не уродливый, а …

Не верх, а …                              Не зажигать, а …

Не беда, а …                               Не ловить, а  

Не яма, а …                                 Не отнимать, а …

Не вход, а …                               Не придвигать, а …

Не шершавый, а …                     Не кричать, а …

Не высокий, а …                         Не кричать, а …

Не бедный, а…                            Не спрашивать, а …

Не сухой, а …                              Не ссориться, а …

Не пушистый, а …                      Не ломать, а …

Не длинный, а …                         Не ругать, а …

Не добрый, а …                           Не плакать, а …

  1. Помоги Незнайке закончить свою мысль.
  • Такой же пушистый,  как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Какой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый,  как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же глубокий,   как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же шустрый, как…
  • Такой же высокий, как…
  • Такой же ровный, как…
  • Такой же светлый, как…
  • Такой же гладкий, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…
  1. Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считай количество слов, загибая пальцы на руке.
  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я зная 5 крупных птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 мелких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 летающих насекомых…
  • Я знаю 5 животных севера…
  1. Перечисли 3-4 действия, характерных для обоих объектов.

Пример: трактор, строитель – тянет, тащит, шумит, двигается, разворачивается.

  • Девочка, кошка.
  • Трактор, строитель.
  • Телевизор, бабушка.
  • Пчела,  папа.
  • Оркестр, стая ворон.
  • Слон, пылесос.
  • Солнце, костер.

  1. Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с  указанной чертой характера. Отметь - положительное это качество или  отрицательное.
  • Смелость.                                              Послушание.
  • Капризность.                                        Чистоплотность.
  • Жадность.                                             Храбрость.
  • Честность.                                             Драчливость.
  • Аккуратность.                                       Замкнутость.
  • Леность.                                                Осторожность.
  • Хитрость.                                              Дружелюбие.
  • Доброжелательность                           Обидчивость                                                                            
  • Жизнерадостность.                              Трусость.
  • Сообразительность.                              Вежливость.
  • Уверенность в себе.                             Жестокость.
  • Общительностью                                  Трудолюбие.

9. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах. Пример: в траве живут -  кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и др.

  1. Нора.
  2. Сарай.
  3. Море.
  4. Гнездо.
  5. Пруд.
  6. Скворечник.
  7. Дупло.
  8. Река.
  9. Квартира.
  10. Клетка.
  11. Земля.
  12. Подвал.
  13. Лист дерева.

  1. Объясни. Называя  только слова-действия.

Пример. Как открыть консервную банку?  Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.

  • Как открыть консервную банку.
  • Как пожарить яичницу.
  • Как сварить борщ.
  • Как собраться в школу.
  • Как вырастить большую яблоню.
  • Как сделать салат.
  • Как накрыть праздничный стол.
  • Как убрать комнату.
  • Как помыть окно.
  • Как поменять постельное белье.
  • Как заменить колесу у машины.
  • Как из салфетки сделать снежинку.

  1. Подробно  расскажи – что ты будешь делать, если:
  • У твоей бабушки заболело сердце;
  • Незнакомец входит с тобой в лифт;
  • Ты почувствовал запах  газа в доме;
  • Вечером в твоей квартире отключили электричество;
  • Сестренка поранила ногу на улице;
  • За тобой с лаем бежит  чужая собака;
  • В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;
  • Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
  • Ты нашел у подъезда больного котенка.

Развитие речевого внимания и памяти

  1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
  • Муравей.
  • Птица.
  • Слон.
  • Бегемот.
  • Булавка.
  • Комната.
  • Капля.
  • Божья коровка.
  • Дом.
  • Гусеница.
  • Муха.
  • Ванна.
  • Бассейн.
  • Пчела.
  • Монета.
  • Компьютер.
  • Кухня.
  • Мел.
  • Ластик.
  • Иголка.
  • Шкаф.
  • Пуговица.
  • Жук.
  • Конфета.
  • Дверь.
  • Кнопка.
  • Таракан.
  • Озеро.
  • Изюм.
  • Море.
  1. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
  • Картошка. Ложка. Окрошка.
  • Апельсин. Длин. Мандарин.
  • Конфета. Котлета. Ракета.
  • Миска. Сосиска. Ириска.
  • Банан. Диван. Барабан.
  • Пироги. Сапоги. Утюги.
  • Лимон. Вагон. Бульон.
  • Мед. Компот. Плот.
  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
  • Пирожок. Творожок. Горшок.
  • Солянка. Полянка. Склянка.
  • Булочка. Будочка. Дудочка.
  • Кабачок. Крючок. Бачок.
  • Ананас. Квас. Контрабас.
  • Салат. Халат. Мармелад.
  • Калач. Кулич. Циркач.
  • Торты. Шорты. Корты.
  • Пломбир. Кефир. Сыр.
  • Жакет. Букет. Пакет.
  • Суп. Зуб. Дуб.

  1. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни- из каких знакомых слов составлены их названия.
  • Огорбузы.
  • Помидыни.
  • Баклачок.
  • Укрушка.
  • Грумидоры.
  • Чеслук.
  • Слижовник.
  • Моркофель.
  • Вишбрикос.

Тренировка дикции

  1. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори четко, громко, не торопясь.
  • Вновь Агата едет куда-то.
  • К деду, Вика, подойди-ка.
  • В океане вода тиха иногда.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • Кабаны, кабаны, не попадите  в капканы.
  • Дали Петеньки пятак, не найдет его никак.
  • У дубка дубы, под дубком пеньки.
  • Этот дом с одним окном.
  • Фаина и Нина купили пианино?
  • Над мухой у деда вновь победа.
  • Этот хомяк копает так!
  • Темка, Темка, не ходи в потемках.

  1. Произнеси рифмовку  из п.1. так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.

  1. Произнеси рифмовки - трудно говорки* четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения. У тебя получатся скороговорки.

* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в состав. Напротив, все звуки в рифмовке легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.

  • Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
  • У Вани фантик, у Фани бантик.
  • От тополя до тополя много пуха по полю.
  • Пеликан – великан, не попади в капкан.
  • Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги-то оттопали.
  • На мели мы видели налима, а налим, видимо, глядел мимо.
  • По небу вата едет куда-то. Что-то ваты в небе многовато.
  • На фото Фома в фуфайке, а Фаина в кофтайке.

Список используемой литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Альбом дошкольника.
  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
  3. Цвынтарный В.А. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека пальчиковых игр и упражнений с предметами и без предметов для детей разновозрастной логопедической группы (5-7лет)

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр  с использованием предметов (прищепок, счётных палочек, бигуди, массажных мячей, носовых платочков) и без них. ...

Картотека логопедических упражнений по автоматизации звукопроизношения.

Материал предназначен для родителей и воспитателей, которые хотят закрепить правильное произношение звуков  у детей....

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме «Новый год»

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме "Новый год"...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...

Картотека логопедических игр-упражнений с песком

Представлена картотека игр-упражнений с песком...

Картотека логопедических упражнений

Картотека логопедических  упражнений . Развитие слухового внимания...


 

Комментарии

Дзюба Любовь Михайловна

Спасибо,Ирина Александровна. Ваш материал очень пригодился для дальнейшей работы с детками.

Андреева Ирина Александровна

Очень рада, что воспользовались материалом