Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мельникова Ольга Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

 «Моя родословная - моя семья» 

 в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад  №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

 «Моя родословная - моя семья»  

 в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

      Подготовила:

воспитатель Мельникова Ольга Ивановна

Койгородок

2016 г.

Тема: «Моя семья»

Программное содержание:

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь

 -продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком

Развивающие:

-закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе

-закреплять знания о родственных связях слов

-развивать понимание логико-грамматических конструкций

-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

-вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье

Воспитательные:

-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям

-формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе

-воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью

Материал: плоскостные изображения деревьев, фотографиями членов семьи каждого ребёнка, набор картинок по теме "Семья", семейный  герб  и генеалогическое древо  семьи Мельниковых.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями, беседа по фотографиям, рассказы детей о членах своей семьи, разучивание индивидуальных стихов, сбор  фотографий членов семей воспитанников, совместная работа с родителями по составлению семейного древа, чтение художественной литературы.

Ход занятия

I.Организационный момент.

/дети встают в круг и приветствуют друг друга/

 "Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

II. Повторение  изученного материала

Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Послушайте,  пожалуйста, стихотворение:

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
Ну а как же бабушка?
Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

Воспитатель: - Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( ответы детей).

Воспитатель: - Послушайте, какое определение дано семье в словаре Ожегова? ( чтение определения семьи в словаре). Ребята, скажите, так что же такое семья? (ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы, сегодня мы с вами поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

III. Изучение нового материала.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, предполагаете, как же могла  возникнуть  первая семья? (ответы детей).

А вы знаете, что никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Это первобытные "семьи", и они  не  похожи, на ниши, современные семьи. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились первые древние  семьи, похожие на наши.  В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас /рассказ  сопровождается презентацией/.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель: - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте поиграет проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (ответы детей).

Воспитатель: - У каждого в семье есть родные и дорогие люди. А какие же они, родные и дорогие нам люди? Вам надо подобрать, как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Мама какая? - / ответы детей: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная/

Папа какой? (ответы детей: строгий, умный, сильный/

Бабушка какая?  (ответы детей: старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая)

Дедушка какой? (ответы детей: - старый, мудрый, седой)

Сестра какая?  (ответы детей: весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая)

Брат какой? (ответы детей: сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас приготовим наши пальчики и немножко поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Воспитатель: - Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие. Ребята, семья – это  как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (трое,  семья )

Воспитатель: Я покажу вам дерево  и герб моей семьи. (рассказ воспитателя о членах своей семьи). А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи на заготовку генеалогического дерева). Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье. /рассказы детей о членах семьи/

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Воспитатель: Я знаю, что вы подготовили стихотворения о своих родных и близких. Давайте их послушаем/ стихотворения сопровождаются показом фотографий/

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да, 
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.

IY. Подведение  итогов.

Воспитатель: О чем вы сегодня дома расскажете своим папам и мамам? Чем больше всего вам запомнилось во время нашей деятельности?

Литература:

  1. "Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
  3. "По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: “ Ваши права, дети ” для детей подготовительной к школе группы

Цели:1.     Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.2.     Учить определять права детей по отрывку из песни, по содерж...