Использование Кругов Луллия в речевом развитии детей
проект по развитию речи на тему

Ширманова Юлия Вячеславовна

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_krugov_lulliya_v_rechevom_razvitii_detey.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Кругов Луллия в речевом развитии детей.

Подготовила

Воспитатель МБДОУ № 193 г.Самара

Удачина Юлия Вячеславовна

Использование кругов Луллия в речевом развитии детей

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Круг №1. Герои знакомых сказок.                   Круг №2. Волшебные предметы

Круг №1. Любые животные                            Круг №2. Детёныши животных

Круг №1. Любые животные                            Круг №2. Место обитания

Круг №1. Любые животные                            Круг №2. Чем питаются

Круг №1. Времена года                                      Круг №2 Признаки вр.года

Круг №1 Туловища различных животных       Круг №2 Головы животных

Круг №1 Туловища различных животных      Круг №2 Хвосты животных

Круг №1 Туловища различных животных      Круг №2 Варианты ног

Круг №1 Количество различных предметов  Круг №2 Цифры

Круг №1 Разноцветные коврики                      Круг №2 Заплатки

Круг №1 Деревья                                               Круг №2 Листья деревьев

Круг №1 Геометрические фигуры                    Круг №2 Овощи/фрукты

Круг №1 Геометрические фигуры                    Круг №2 Похожие предметы

Круг №1 Цвет                                                    Круг №2 Предметы соотв цвета

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.

Задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Дидактическая игра « В гостях у сказки».

На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (б.Яга, Буратино и т.д.), на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

Задание: Подбери нужный предмет

Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.

Примерные игры с использованием кругов Луллиля:

« Кто, что ест?»                             «Чей нос? Чей хвост?»

«Назови, сколько»                       «Подбери пару»

«Кто, где живет?                           «Подбери заплатку»

«Подбери по цвету»,                      «Подбери по форме»

« Из какой сказки?»                       «С какого дерева листок?» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Буклет для педагогов; "Использование "Кругов Луллия" в речевом развитии"

Простота конструкции позволяетприменять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи....

мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"

Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....

применение кругов Луллия в речевом развитии детей 4-5 лет

применение кругов Луллия в речевом развитии детей 4-5 лет...

Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс ра...