Викторина на тему: «Знатоки сказок».(средняя группа)
олимпиадные задания по развитию речи (средняя группа) на тему

Насибулина Эльвира Абдулахатовна

Викторина  на тему:  «Знатоки сказок».(средняя группа)

Автор: НасибулинаЭльвира Абдулахатовна, воспитатель МАУДО «Детский сад  №10» структурное подразделение (средняя группа)

Цель: познакомить богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:   Закрепить знания детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок). Умение выделять главных героев в сказках. Умение запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Закрепить умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Составлять связные  высказывания на заданную тему, используя структурно – логическую схему. Закрепить умение составлять описательные рассказы, составлять предложения.   Учить анализировать поступки сказочных героев. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, творческое мышление, креативное мышление. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству, умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

 Дети поделились на три команды. Каждая команда выбирает себе название:

1. «Теремок»

2. «Три медведя»

3. «Колобок»

Обговаривается правила игры, в центре каждого стола кладётся флажок, кто из какой команды отгадывает ответ, поднимает флажок.

Ведущий: «Ребята, мы сегодня постараемся, вспомним сказки, которые вам знакомы. Скажите, кто рассказывает или читает вам сказки дома?

Ответ детей:……

 Ведущий: Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.  Я произнесу волшебные слова: «Где ты сказка, отзовись, нам, ребятам покажись» и мы отправимся с вами в страну сказок.

Ведущий: Скажите, а кто живёт в сказках?

Ответ детей:…герои сказок.

Ведущий: Как начинаются сказки чаще всего?

Ответ детей: (дети называют)

-в некотором царстве, в некотором государстве;

-жили - были дед да баба;

- жили - были старик со старухой и т. д.

 Ведущий:  Чему учат нас сказка?

Ответ детей: быть добрыми, помогать друг другу, труду, не ссориться, выручать из беды, учит дружить, не обижать, правилам безопасного поведения, не называть чужим свой адрес, не открывать чужим дверь, говорить правду и т. д.

Ведущий:  А можно ли прожить без сказки?

Дидактическая игра «Назови ласково сказочного героя»

Ответ детей: нет потому, что дети любят сказки; они не могут заснуть без сказки и т. д.

1.Конкурс – «Узнай сказку по отрывку».

- позвала Жучка кошку….

- лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: «я лучше у вас на крыше жить буду.

- пришла в саму глушь, в самую чащу. Видит, стоит избушка. Постучалась – не открывают. Толкнула она дверь, та и открылась

Ведущий:   Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.)

 2. Конкурс - А теперь  послушайте загадку и угадайте, к какой сказке она относится:

1.Баба била -  не разбила

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед

Ведь ему сто лет в обед

Кликнули они норушку

Та разбила как игрушку

И сбежала под крыльцо

Что разбила – то (Яйцо)

2. Отвечайте на вопрос

Кто в корзине Машу нёс,

Кто салился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь

Кто же это был? (Медведь)

3. Свой домик зимою, в холода

Она слепила из – за льда

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу

Дом лубяной построил зайка.

Теперь читатель вспоминай – ка. (Заюшкина избушка)

4. На сметане мешён, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок, покатился …. (Колобок)

5. Всех излечит, исцелит добрый доктор ….(Айболит)

6. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше….(Карлсон)

7. Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать

Да жильцов к себе пускать….(Теремок)

8. Возле леса на опушке,

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ответ детей:………

Ребята, давайте с вами теперь поиграем в игру, которая называется «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой, большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом (вытягивают руки перед собой)

А сынок – малютка просто (руки перед собой - приседают)

Очень маленький он был (встают)

С погремушками ходил (руки сжаты в кулачки)

Дзинь - дзинь, дзинь-дзинь! (имитируют игру в погремушки) .

  3. Конкурс - Ребята, сейчас каждой команде предлагается собрать пазлы, но, а когда вы соберёте,  вы узнаете,  как называется это сказка (каждой команде раздаются пазлы со сказками).

Дидактическая игра:  «Какая сказка спряталась?»

 

 

 

 

 

 

 

4. Конкурс - Ребята, у меня в конверте лежат предметы,  вы можете сказать из какой сказки эти предметы:

-карета, тыква – «Золушка»

-  пирожки,  корзина – «Красная шапочка»

-три стула, стол, три тарелки  - «Три медведя»

- петух, избушка – «Заюшкина избушка»

- лужа в форме копытца, Сестрица - Аленушка- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-  Рыба, прорубь, тесто– «Лисичка – сестричка и серый волк»

- Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»

 5. Конкурс - Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозно)

-«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

-«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван - дурак)

-«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

-«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

-«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

-«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

-«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка).

6. Конкурс«Узнай сказку по следам»

1. хвост в проруби…

2. молочные реки, кисельные берега…

3. битый не битого везет…

4. дом для поросенка должен быть крепостью…

5. как выскочу, как выпрыгну…

6. сяду на пенек…

Ведущий: Почему сказку «Репка», «Теремок», «Рукавичка» называют цепочкой?

( Отдельные части текста нанизываются, словно бусинки. Они похожи друг на друга, меняются только звери, которых встречает на своем пути Колобок. Все остальное остается без изменений. Такие части текста,  можно сравнить со звеньями цепочки.)

 

 

7. Конкурс  - «Выложите сказку из геометрических фигур»

А теперь из геометрических фигур выложите одну из любых сказок (каждая команда сообща выложивают сказку).

Дети выполняют  задание, воспитатель проверяет правильность выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка «Рукавичка».

Ребята, все вы постарались и справились с заданием.

А теперь давайте наденем рукавички.

Рукавички мы надели,

Поглядите вы на нас!

В наших новых рукавичках

Мы начнём весёлый пляс.

(Руки на поясе, кружатся.)

Мы похлопаем в ладоши,

(Хлопают в ладоши.)

Мы  потопаем немножко,

(Топают.)

Рукавички отряхнём

(Встряхнуть кистями рук.)

И опять плясать пойдем

(Делают  «пружинки».)

8.Конкурс - «Продолжи имя персонажа из сказки»

Царевна … (лягушка)

Гуси (лебеди)

Серый (волк)

Мишка (косолапый)

Зайка (побегай-ка)

Василиса (Прекрасная)

Сивка (Бурка)

Кощей (бессмертный)

Петушок (Золотой гребешок

9. Конкурс - Палочки Кюизенер  «Кто, из какой сказки?»

 

10.Конкурс  - «Узнай по иллюстрации»

1. маша и медведь.

2. волк и семеро козлят.

3. заюшкина избушка.

4. гуси-лебеди.

5. колобок.

6. кот, петух и лиса.

 11. Конкурс  - «Найди правильный ответ»

1. Кто из героев сказки привел Снегурушку домой? (лиса, медведь, волк).

2. Что предлагала лиса петушку? (горошек, семечки, хлебушка).

3. Что нашла под периной принцесса? (камушек, горошину, боб).

4. Какая избушка была у зайчика? (деревянная, ледяная, лубяная).

5. Кто разбил золотое яичко? (бабушка, дедушка, мышка).

6. Кто тянул репку после Жучки? (кошка, мышка, внучка).

12. Конкурс  Игра «Рифмованные сказочные выражения».

Лиса – … (всему лесу краса)
Волк – …(зубами щелк)
Ежик – … (не головы, не ножек)
Мышка – …(норушка)
Волчок – … (серый бочок)
Сивка – Бурка -…(вещая каурка)
Волчище -…(серый хвостище)
Баба – Яга – …(костяная нога)
Коток – …(серый лобок)
Зайчишка – …(трусишка)
Конек – …(Горбунок)
Сорока-..(белобока).
Зайка – …( побегай-ка ).
Лягушка – …(квакушка).

 Ведущий: А какой конец у сказки обычно бывает?

 Ответ детей:….

Все вы, ребята молодцы: много сказок знаете, умеете их пересказывать, придумываете новые сказки.
Но пришло время заканчивать наше сказочное путешествие.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку?
Может быть вчерашний снег?
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить!
Пусть герои сказок 
Дарят нам тепло!
Пусть добро навеки 
Побеждает зло!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon viktorina_znatoki_skazok.pdf821.74 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Тема: «Знатоки птиц»

-закреплять знания детей о птицах (зимующих, перелетных)...

Викторина по теме: «Знатоки природы». (в подготовительной группе)

Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней...

Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.

Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...

КОНСПЕКТ игры-викторины на тему: «Знатоки правил безопасности» (старшая группа)

Программные задачи:Образовательные:Продолжать формировать представления дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях. Развивающие:Развивать познавательные способности детей в проце...

Аннотация занятия – игры по теме «Знатоки сказок» в старшей группе. Воспитатель: Кузнецова Н.Г

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формировани...

Конспект НОД по математическому развитию на тему Знатоки математики в старшей группе

Цель:для педагога:Формирование навыков счёта у детей 5-6 лет в пределах 5. для детей:Выполнить задания, предложенные Мудрой Совой.Задачи:Обучающая:для педагога:Закреплять навыки количествен...