Методическая разработка «Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.

Задачи:

Образовательные:

  •    обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам;
  •    развивать познавательный интерес к частушечному творчеству; формировать умение подбирать слова-рифмы;
  •  учить дошкольников придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки.

Развивающие:

  •  развивать память, внимание, мышление и воображение;
  • развивать фонематические процессы, слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевой слух;
  • тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритм, эмоциональность и интонационную  выразительность  речи.  тренировать речевой аппарат  и правильное звукопроизношение при разучивании частушек.

Воспитательные:

  •    воспитывать любовь к устному народному и песенному творчеству – русской частушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Методическая разработка

«Использование частушечного творчества  в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Автор: Домаркова Наталья Владимировна,

учитель-логопед

г. Усинск, 2017

Методическая разработка

«Использование частушечного творчества  в совместной деятельности

 с детьми дошкольного возраста»»

В ФГОС ДО определяет речевое развитие отдельную образовательную область. Большое внимание уделяется  речевому творчеству детей  и восприятию музыки, художественной литературы и фольклора.  Для решения этих задач я стала использовать частушечное творчество, которое способствует не только развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, обогащению лексической стороны речи, но стимулирует к проявлению интереса к художественному слову. Простота и точность выражений, красота и богатство слов характеризуют язык  фольклорных произведений. Самобытные и необычные тексты пробуждают в детском сознании зримые картины, явления получают особую окраску и значение, делают ее привлекательной и интересной для детей. А простота ритмико-мелодичной структуры частушки, которая сопровождается музыкальным инструментом – балалайкой, помогает им быстрее запомнить слова, выражения, речевые обороты.

Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам;
  • развивать познавательный интерес к частушечному творчеству;
  • формировать умение подбирать слова-рифмы;
  • учить дошкольников придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки

Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление и воображение;
  • развивать фонематические процессы, слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевой слух;
  • тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритм, эмоциональность и интонационную  выразительность  речи.
  • тренировать речевой аппарат  и правильное звукопроизношение при разучивании частушек;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному и песенному творчеству – русской частушке.

Перспективный план

«Использование народного частушечного творчества с музыкальным сопровождением – балалайкой в работе воспитателя

в средней группе»

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Планируемые результаты

1

«Знакомство с народным инструментом – балалайкой»

Рассматривание музыкального инструмента,  балалайки. Слушание его звучания. Сравнение  ее с другими музыкальными инструментами. Пословицы и потешки о балалайке

Дети знают и различают балалайку по внешнему виду и звучанию

2

 «Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными — коровой и бычком. Рассматривание картин с их изображением. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о домашних и животных

Знает и различает домашних животных - корову и быка,

Знает  о них частушки и потешки

3

«Бычок-черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок -черный бочок, белые  копытца»

Знает и различает быка.

Знает  о них частушки и потешки. Слушает и воспринимает сказку, отвечает на вопросы

4

«Полезная еда - вкусная еда»

Беседа о значении питании.  Игра «полезно - вредно». Знакомство с пословицами поговорками о еде.

Прослушивание и заучивание частушек. Игра «Подскажите слово» (под рифму)

Знает о вредных и полезных продуктах. Знает частушки по теме. Подбирает слова под  рифму

5

«Котенька, коток»

Знакомство детей с домашними животными — котом. Рассматривание картин с его изображением. Описание внешнего вида кота. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о коте

Знает и различает кота. Описывает его.

Знает  о них частушки и потешки

6

«Дождик»

Знакомство с явлением природы -дождь. Беседа «Зачем нужен дождь?», «Каким бывает дождь? (теплым, холодным, моросящим, ливневым и т.д)» .

Игра «Кап-кап капает дождик»

Знает и рассказывает о дожде, когда он и каким он бывает. Знает  о нем частушки и потешки.

Повторяет ритмический рисунок дождя

7

«Петушок-золотой  гребешок»

Знакомство детей с домашними животными — котом. Рассматривание картин с его изображением. Описание внешнего вида петуха. Прослушивание и заучивание частушек и потешек о петухе

Знает и различает петуха. Описывает его.

Знает  о них частушки и потешки

8

«Такая нужная посуда»

Знакомство с предметом обихода — посудой, с ее назначением. Рассматривание предметных картин, игрушечной посуды. Игра «Назови похожее » (например, стакан - чашка, тарелка – блюдце и т.д.).  

Игра «Загадки балалайки»

Знает и различает посуду. Знает их назначение.

Отгадывает загадки

9

«Золотой самовар»

Знакомство с предметом обихода – самоваром с его назначением. Рассматривание, описание самовара.

Прослушивание и заучивание частушек про самовар

 

Знает самовар и его значение. Описывает его. Знает  частушки и потешки о самоваре

10

«Солнышко – золотое донышко»

Беседа о солнце, о его значении в природе и в жизни человека. Описание солнца. Прослушивание и заучивание частушек про солнце

Знает солнце и его значение в природе. Описывает его. Знает  частушки и потешки о солнце

11

«Золотая осень»

Рассматривание осенних пейзажей. Выделение признаков осени.

Загадки про осень. Прослушивание и заучивание частушек про осень. Игра «Подскажите слово»

Знает осень, ее признаки и  значение в природе. Описывает ее. Подбирает слова под  рифму

12

«Здравствуй, Зимушка-зима»

Рассматривание зимних пейзажей. Выделение признаков зимы. Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Знает зиму, ее признаки,  и  значение в природе. Описывает его. Знает  песенку

13

«Зимовье  зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Слушает и воспринимает произведение. Отвечает на вопросы. Поет песенку.

14

«Одежда для зверят»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

Изготавливает  аппликацию. Пересказывает сказку

15

«Развеселый Новый год!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

Знает праздник Новый год, его атрибуты. Знает текст колядки

16

«Мешок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой  нос..»

Игра «Подскажи балалайке словечко»

Знает закличку. Активно участвует в хороводе и новогодних играх

17

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел»

Знает потешки о домашних животных. Знает сказку «Лиса и козел»

18

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

Игра «Веселый оркестр»

Знает о предмете. Включается в игру

19

«Воробей, воробей…»

Знакомство с зимующей птицей – воробьем. Заучивание потешек «Воробей, воробей, не гоняй голубей..»

Знает о птице. Рассказывает потешку

20

«Песенки Жихарки»

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жахарка». Узнавание знакомых сказок по отдельным фрагментам.

Сочинение частушек о Коте и Петухе

Участвует в представлении. Подбирает рифмы к словам

21

«А у нас-то гости!»

Знакомство с героем домовенком Кузей. Игра с Домовым «Что пропало, расскажи»

Знает героя русского фольклора домового, о его значении в быту русского народа. Включается в игру

22

«Ой, блиночки мои…»

Знакомство с традициями русской кухни через частушки о блинах, пирогах, чае. Игра «Загадки от балалайки»

Отгадывает загадки. Имеет представление о традициях русской кухни

23

«Петушок и Баба Яга»

Исполнение русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проведение игры «Бабка Ёжка»

Отвечает на вопросы по русским сказкам, знает их героев

24

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

25

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание попевки «Блины»

Знает народный праздник.

Исполняет попевки

26

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Представление фрагмента сказки через театрализаци. Заучивание песенки Крошечки-Хаврошечки

Знает героев сказки. Участвует в театрализации

27

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением потешек, поговорок. Игра «Загадки балалайки» (о женских профессиях).

Конкурс с мамами «Развеселая частушка»

Рассказывает о своей маме. Отгадывает загадки.  Поет с мамой частушки

28

«Весна- красна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне

Знает признаки весны. Описывает ее. Рассказывает заклички

29

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна!»  Игра «Подскажи словечко под рифму»

Знает о весне. Участвует в коллективной деятельности. Рассказывает о получившейся аппликации

30

«Шутку шутить – людей смешить!»

Закрепление знаний о потешном фольклоре  в потешках, скороговорках

Рассказывает знакомые потешки на разные темы.

31

«Небылица-небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

Знает и самостоятельно придумывает небылицы

32

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Слушание потешек и частушек о русской свистульке

Имеет представление о музыкальном народном инструменте – свистульке

33

«Зайка серенький»

Закрепление знаний о зайце, его повадках. Игра «Назови сказку и ее героев». Игра «Спой ласково»

Описывает зайца. Знает сказки с этим героем. Умеет выражать в песенке ласковое отношение к данному персонажу

34

«Мишка,  Мишенька, Медведь»

Закрепление знаний о медведе, его повадках. Знакомство с образом медведя в народных песнях. Игра «Сердитая балалайка»

Используя разную высоту голоса показывает характер героя

35

«Радуга – дуга!»

Знакомство с летними песенками, прибаутками, закличками.  Рисование радуги

Поют частушки, рассказывают заклички о лете. Отображает свое настроение в рисунке

36

«Вот оно какое наше лето!»

Летние подвижные игры с закличками. Праздник «Веселая балалайка»

Исполняют частушки под балалайку, играют в народные игры

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
  2. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.
  3. Дормидонтова Л. «Региональный музыкальный фольклор в детском саду и школе»,   Lambert Academic Publishing, 2015.- 216 с.
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. – 240 
  5.  Соколов Ю. М. Русский детский фольклор: М – Л, 1991. – 297с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка"

Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детьми самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи  о общего развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей....

Методическая разработка "Использование комплекта "Речь:плюс" в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по развитию речи уже много лет является приоритетной. Все больше воспитанников имеют особенности в речевом развитии, в связи с чем педагоги вынуждены искать новые способы повысить эффективность...