Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кулагина Наталия Владимировна

Конспект занятия в старшей группе

ОО «Речевое развитие»

по теме: «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч.

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Задачи:

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание ситуации, игра с речевым сопровождением, слушание и обсуждение.

Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.

Ход Нод:

Деятельность воспитателя Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

Ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах.

(рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).

II. Основная часть

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Ответы детей.

Дети проговаривают скороговорку.

III. Заключительная часть

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что такое можжевельничек? Иголочки-остроколочки?

Какую скороговорку выучили?

 Ответы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumnyy_ba_bah.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

ОО «Речевое развитие»

по теме: «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч.

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Задачи:

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание ситуации, игра с речевым сопровождением, слушание и обсуждение.

Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.

Ход Нод:

Деятельность воспитателя Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель объясняет, что звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков.

Педагог предупреждает детей о необходимости работать самостоятельно и называет вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

Затем дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

Ребята жестами показывают, какой звук – ц или ч – они слышат в словах.

(рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).

II. Основная часть

Педагог читает отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

Воспитатель спрашивает у детей, что такое можжевельничек, понравилась ли им рифма: иголочки – остроколочки. Читает четверостишие еще раз и просит назвать слова со звуком ч.

Педагог произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

В заключение можно прочитать детям программное стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Ответы детей.

Дети проговаривают скороговорку.

III. Заключительная часть

После чтения стихотворения воспитатель уточняет у детей, кто и от кого скрывается и кто такие Тук-тук и Шебуршонок.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что такое можжевельничек? Иголочки-остроколочки?

Какую скороговорку выучили?

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...

Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Образовательная область: Речевое развитиеВид деятельности: Развитие речиТема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж....