Развитие мелкой моторики
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Уварова Александра Владимировна

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

как один из методов развития речи.

 

Движение пальцев и кистей ребенка имеют особое, развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2-м веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры, упражнения, задания с участием рук, приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. В России появилось большое количество игр, упражнений по развитию мелкой моторики.

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

  Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, эмоциональной выразительности, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь выразительной.

Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких.

 

Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Примеры пальчиковых игр приведены в Приложении 1.

Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:

1. Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.

2. Взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.

3. Теперь малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.

4. На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст. Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.

5. Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.

 

Если придерживаться такой схемы, то достижение результатов будет наилучшим.

Рекомендации по пальчиковым играм.

Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:

если в задуманной игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;

для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому “побегать” своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;

для успеха мероприятия следует проводить игру с выразительной мимикой;

чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;

для начала лучше остановиться на двух – трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;

чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше 4–5 лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Тренировать пальцы рук следует начинать с самого раннего возраста, так как у грудного ребенка на самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

Речь ребенка необходимо развивать в комплексе: много и активно с ним общаться в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами ит.д. Малышам интересно закручивать и раскручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Во время игр, направленных на развитие мелкой моторики, задача взрослого состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Развивая мелкую моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«МЫ КАПУСТУ РУБИМ»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребёнок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперёд и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмём, жмём! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трём, трём! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх – вниз вдоль прямой ладошки  левой руки, изображая тёрку)

 

«ПЕЧЁМ ПИРОГИ»

Тесто мнём, мнём!

(ребёнок поочерёдно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмём, жмём, жмём!

(малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочерёдно)

Пироги мы испечём!

(руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

 

 

 «ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ»

(из шведской народной поэзии, пер. И.Токмаковой)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

(одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим порожки)

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками)

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

(по очереди загибаем пальцы, начиная с большого)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

 

«ЗАМОЧЕК»

На двери висит замок

(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили?

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули,

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали,

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!

(расцепляем пальцы)

 «ЗАЙЧИК С БАРАБАНОМ»

(указательный и средний пальчики подняты вверх (это ушки зайчика), мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец стучит по безымянному и мизинцу.)

Барабанит зайчик в барабан.

Там – там – там. Там – там – там.

 

«НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»

Большие ноги шли по дороге топ – топ – топ

(на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочерёдно правую и левую руку, изображая движения ног)

Маленькие ножки бежали по дорожке топ – топ – топ, топ – топ – топ

(строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности, изображая бег)

 

«МАЛЬЧИК – С ПАЛЬЧИК»

(Пальцы руки сжаты в кулачёк. На каждую строчку стишка ребёнок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику)

Пальчик – мальчик, где ты был?

(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.

(разгибаем средний палец)

С этим братцем кашу ел.

(разгибаем безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(разгибаем мизинец) Затем руки можно поменять.

 «ПЯТЬ БРАТЬЕВ»

(большой палец руки соединяют поочерёдно с каждым пальчиком)

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! – говорят.

- Здорово, Васька – указка,

Гришка – серёдка,

Мишка – сиротка

Да крошка Тимошка.

 

«ЯБЛОЧКО»

Катилось яблочко по огороду

(сложите руку в кулак  и покрутите кулаком)

И упало прямо в воду –

Бульк!

(уроните руку вниз)

 

«ДОЖДИК»

Дождик, дождик, посильней,

(машем открытыми ладошками вверх – вниз)

Будет травка зеленей,

(ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх)

Вырастут цветочки,

На кругленьком лужочке!

(свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы)

 

 «УСТАЛИ»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать)

 

«КНИГА»

Зайка книгу нашёл,

И открыл, и прочёл,

А закрыл, всё забыл.

И снова открыл,

И всё повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу).

 

«ЁЛКА»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

(Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести).

 

 

 

 «ДОМ  И  ВОРОТА»

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем!

(Пальцы обеих рук делают «крышу». Руки повёрнуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие вверх – «ворота». Ладони разворачиваются).

 

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Парное касание пальцев от мизинцев)

Начинай считать опять.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx289.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

как один из методов развития речи.

Движение пальцев и кистей ребенка имеют особое, развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2-м веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры, упражнения, задания с участием рук, приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. В России появилось большое количество игр, упражнений по развитию мелкой моторики.

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

  Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, эмоциональной выразительности, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь выразительной.

Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких.

Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Примеры пальчиковых игр приведены в Приложении 1.

Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:

1. Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.

2. Взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.

3. Теперь малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.

4. На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст. Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.

5. Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.

Если придерживаться такой схемы, то достижение результатов будет наилучшим.

Рекомендации по пальчиковым играм.

Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:

если в задуманной игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;

для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому “побегать” своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;

для успеха мероприятия следует проводить игру с выразительной мимикой;

чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;

для начала лучше остановиться на двух – трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;

чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше 4–5 лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Тренировать пальцы рук следует начинать с самого раннего возраста, так как у грудного ребенка на самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

Речь ребенка необходимо развивать в комплексе: много и активно с ним общаться в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами ит.д. Малышам интересно закручивать и раскручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Во время игр, направленных на развитие мелкой моторики, задача взрослого состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Развивая мелкую моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Приложение 2.

Приложение 1

«МЫ КАПУСТУ РУБИМ»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребёнок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперёд и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмём, жмём! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трём, трём! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх – вниз вдоль прямой ладошки  левой руки, изображая тёрку)

«ПЕЧЁМ ПИРОГИ»

Тесто мнём, мнём!

(ребёнок поочерёдно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмём, жмём, жмём!

(малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочерёдно)

Пироги мы испечём!

(руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

 «ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ»

(из шведской народной поэзии, пер. И.Токмаковой)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

(одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим порожки)

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками)

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

(по очереди загибаем пальцы, начиная с большого)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

«ЗАМОЧЕК»

На двери висит замок

(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили?

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули,

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали,

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!

(расцепляем пальцы)

 «ЗАЙЧИК С БАРАБАНОМ»

(указательный и средний пальчики подняты вверх (это ушки зайчика), мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец стучит по безымянному и мизинцу.)

Барабанит зайчик в барабан.

Там – там – там. Там – там – там.

«НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»

Большие ноги шли по дороге топ – топ – топ

(на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочерёдно правую и левую руку, изображая движения ног)

Маленькие ножки бежали по дорожке топ – топ – топ, топ – топ – топ

(строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности, изображая бег)

«МАЛЬЧИК – С ПАЛЬЧИК»

(Пальцы руки сжаты в кулачёк. На каждую строчку стишка ребёнок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику)

Пальчик – мальчик, где ты был?

(поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил.

(разгибаем средний палец)

С этим братцем кашу ел.

(разгибаем безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(разгибаем мизинец) Затем руки можно поменять.

 «ПЯТЬ БРАТЬЕВ»

(большой палец руки соединяют поочерёдно с каждым пальчиком)

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! – говорят.

- Здорово, Васька – указка,

Гришка – серёдка,

Мишка – сиротка

Да крошка Тимошка.

«ЯБЛОЧКО»

Катилось яблочко по огороду

(сложите руку в кулак  и покрутите кулаком)

И упало прямо в воду –

Бульк!

(уроните руку вниз)

«ДОЖДИК»

Дождик, дождик, посильней,

(машем открытыми ладошками вверх – вниз)

Будет травка зеленей,

(ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх)

Вырастут цветочки,

На кругленьком лужочке!

(свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы)

 «УСТАЛИ»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать)

«КНИГА»

Зайка книгу нашёл,

И открыл, и прочёл,

А закрыл, всё забыл.

И снова открыл,

И всё повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу).

«ЁЛКА»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

(Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести).

 «ДОМ  И  ВОРОТА»

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем!

(Пальцы обеих рук делают «крышу». Руки повёрнуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие вверх – «ворота». Ладони разворачиваются).

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Парное касание пальцев от мизинцев)

Начинай считать опять.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Приложение 2

Деревянные пирамидки

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша. 

Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой  подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.           

Кубики

Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.  

Конструкторы

Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ваш ребёнок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева, всегда будет занимать среди них своё достойное место.

Рамки и вкладыши

Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.  

Фигурки на магнитах

Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Купив магнитную мозаику своему ребёнку, вы не только займёте его полезным занятием, успеете приготовить обед, но и будете сопутствовать, таким образом, развитию у малыша мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Пластилин или тесто для лепки

При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Естественно, что маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин. Поэтому для самых маленьких, начиная с полутора-двух лет, продаётся специальный пластилин в баночках, так званое «тесто для лепки». Такое тесто приятно лепится, не окрашивает ручки малыша, не липнет к рукам и доставляет массу удовольствия не только маленьким карапузам, но и взрослым. А если вдруг ваш малыш решит попробовать «весёлый пластилин» на вкус, то его соленоватый вкус вряд ли ему придётся по душе. Так что всё предусмотрено! 

Кубы-сортёры

Куб-сортёр – замечательная игрушка для раннего развития вашего крохи. Ваш ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

Доски Сегена

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Пазлы

Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Мозаика

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно приобретать малышу, как только ему исполнится один годик. Главное – обратите внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров.

Шнуровка

«Ниточки», «резиночки», «путаница»… - всё это несложные пальчиковые игры, состоящие в запутывании и последующем распутывании узелков, петель. Эти манипуляции обязательно требуют контроля взрослого. Для упражнений отлично подойдут головоломки, содержащие шнур, деревянные шарики и пластинки с отверстиями.

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

         Песочные игры

       Малыши обожают рисовать пальчиками на песке, строить песочные замки и лепить куличики. Такие игры очень полезны для развития мелкой моторики. Разрешите ребёнку пересыпать песок из одной ёмкости в другую, нагребать кучки, а потом разрушать их.

Вместо песка можно использовать крупы или даже фасоль. Насыпаем её в кастрюлю. Ребёнок запускает туда ручки. Изображаем, как месят тесто, и приговариваем:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Игольчатый массажный мячик- «Ёжик»

«Ёжики»- отличное средство для развития моторики рук. Его нужно перекладывать из руки в руку, массируя пальцы. Главное – надо упражняться ежедневно, затрачивая на это 5 минут в день.

        Грецкие орехи и сосновые шишки

Грецкие орехи и сосновые шишки – отличные пальчиковые массажёры. Катать их необходимо между ладонями 3-4 минуты в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...