Консультация для воспитателей по речевому развитию детей подготовительной группы
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Черкашина Татьяна Ивановна

Рекомендации воспитателям для развития речи у детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_aktivnost.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой  активности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

 «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и  построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и  взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи  - Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу.  Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых  увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей:  книжный, театральный, речевой уголки, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Нужно стремиться  к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить  речевую коробочку, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.

Следует чаще  использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру):     «Пять помощников у нас  есть в резерве каждый раз, 

 Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают. 

       Шляпками накрою я,  пальцы - все мои друзья. 

Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической) происходит на занятиях с играми следующего содержания:                                                          «Найди (придумай) слова со звуком…»  (соберём слова в корзинку), «Лови слова, если услышишь в них звук…» или Хлопушка,  «Помоги найти место в слове звуку», (звуковые дорожки), «Кто победит - гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?», «Сколько звуков ты слышишь в слове….?», «Определи последовательность звуков в слове», «Придумай слово на звук (слог)….».  «Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!» (конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке), «Волшебные превращения» или рифмы (упражнения на словообразование и словоизменение).

Тихо, тихо, как во сне,                                                                                                   Падает на землю… (Снег.)                                                                                                          С неба всё скользят пушинки –                                                                              Серебристые… (Снежинки.)                                                                                                             На посёлки, на лужок                                                                                                               Всё снижается… (Снежок.)                                                                                                           Вот веселье для ребят –                                                                                                                     Все сильнее… (Снегопад.)                                                                                                              Все бегут вперегонки,                                                                                                                 Все хотят играть в… (Снежки.)                                                                                                      

Словно в белый пуховик                                                                                                       Нарядился… (Снеговик.)                                                                                                         Рядом снежная фигурка –                                                                                                             Это девочка – …(Снегурка.)                                                                                                                На снегу-то, посмотри –                                                                                                                           С красной грудкой… (Снегири.)                                                                                                        Словно в сказке, как во сне,                                                                                                                Землю всю украсил… (Снег.)                                                                                                        

 «Подбери родственное слово»: Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик.                                                                                                                        «Придумай предложение с заданным словом или по картинкам», «Закончи предложение»: На улице стало сухо, потому что… Ночью темно, потому что… Начался дождь, поэтому… Реки и озёра замерзают ночью, так как… Дети поливают морковь для того, чтобы… Мы пойдём гулять, если…                                                «Чтобы слова не потерялись» (составление схем предложений), «Паровозик» (распространение предложений), «А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок). «Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке) «Давай раскрашивать слова!» (подбор эпитетов)                    

Ёжик, ёжик, где гулял?                                                                                                       Где колючки потерял?                                                                                                           Ты беги скорей к нам, ёжик.                                                                                                                Мы сейчас тебе поможем!                                                                                                    

Солнышко утром  рано встаёт.                                                                                                       Лучики тянет – тепло нам даёт.                                                                                      

 «Найди похожее!» (подбор синонимов), «Упрямый ослик» (подбор антонимов), «Если буква заблудилась…» (подбор паронимов) и т.д. Загадывание загадок :  

 Летом снег! Просто смех!                                                                                                        Снег по городу летает,                                                                                                                     Почему же он не тает?          (тополиный пух)                                                                                                                        

У этого крошки                                                                                                                         Столбики – ножки.                                                                                                                                          У этого крошки.                                                                                                                    Глаза поварёшки                                                                                                                                                     А ушки покуда                                                                                                                                        С кухонное блюдо (слонёнок).

Рассказ «Для чего руки нужны?»  Е.Пермяк                                                                       Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука:                                                                                        - А для чего, Петенька, людям руки нужны?                                                                              - А чтобы в мячик играть, - ответил Петя.                                                                                        - А ещё для чего? – спросил дед                                                                                                                              - Чтобы ложку держать                                                                                                                               - А ещё?                                                                                                                                                    - Чтобы кошку гладить.                                                                                                                                         - А ещё? - Чтобы камешки в речку бросать.                                                                                             А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.  Дети  любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.

Заучивание стихов - это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов, как:  «расскажите парами», «нарисуй стихотворение»,  «пропой».

Зарисовка стихов - это прекрасный помощник  для решения многих  образовательных задач.  На каждое слово или  маленькое словосочетание  придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит  текстовую информацию.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Упражнения  для развития речевого творчества у детей:                                                                         1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям.                                                                                                          2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам.                                                                                         3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине.                                                                                             4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине.                                                                                                                5. Составлять рассказ по памяти.                                                                                                                                              6. Составлять рассказ по символам.                                                                                                                                                   7. Составлять рассказ по схемам.                                                                                                                                             8. Составлять рассказ по натуральным предметам.                                                                                                            9. Составлять рассказ по предметным картинкам.                                                                                                                      10. Составлять рассказ по заданным словам.                                                                                                                                 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода.                                                                                                                               12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем                                                                                                                 13. Составлять рассказ на заданную тему.                                                                                                                              14. Сочинение сказок.

Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только  речь, но и кругозор. Ребенок становится  путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

 Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами  устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей, помогают  лучше узнать народное творчество.  В России считают, что поговорка - это цветочек, а пословица - ягодка. В свободное время можно поиграть в  отгадывание пословиц, инсценирование их,  в игру «Закончи пословицу».

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники, посвященные  творчеству детских  писателей.   Главная задача таких праздников -дарить   радость  от встречи с  любимыми   произведениями, и при этом,  решаются   речевые задачи.

Заучивание стихов, оформление книжек-малышек,  проведение  речевых викторин, конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей, учат отражать основные эмоциональные состояния.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в подготовительной группе"

Материал о наполняемости книжного уголка, речевого и театрального....

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...

Консультация для воспитателей: «Центр речевого развития в подготовительной группе»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего   развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Консультация для воспитателей "Показатели речевого развития детей 6-7 лет"

Развитие речи  в 6-7 лет. Что должны уметь дети в 6-7 лет....

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей с ОНР в разных режимных моментах

В  консультации приведены рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОНР по речевому развитию в разных режимных моментах....