Консультация для воспитателей: «Центр речевого развития в подготовительной группе»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Илюшина Наталия Николаевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего   развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБДОУ «Детский сад №15»

Консультация для воспитателей:

«Центр речевого развития в подготовительной группе»

Воспитатель: Илюшина Н.Н.

Воронеж 2022

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего   развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.  

Следует учесть, что старший дошкольный возраст является важным периодом развития речи. Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.  Происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы.

Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе.  

Речевой центр должен отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребенка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным

способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);

- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

- развитие мелкой моторики;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация центров, стимулирующих речевую активность детей: литературный центр (книжный уголок), центр речевого развития (речевой уголок) и уголок театрализованных игр.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

  • Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, индивидуальным и возрастным особенностям детей.
  • Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием.
  • Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры с соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

Дидактический материал в речевом уголке:

  •  материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, ватные палочки, ватные диски)
  •  пособия для развития дыхания (разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки – карандаши, колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  •  пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры)
  •   материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова)
  •   игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки,  схема слова)
  •  игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  •  игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок, разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг)
  •   материал по грамоте (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»). 

      Материал в книжном уголке:
• книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения);
• научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии;
• сказки народные и авторские;
• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и  других писателей с иллюстрациями наших  художников;
• иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
• книги, которые дети приносят из дома;
• тематические альбомы для рассматривания на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.)
• портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.

       В театральном уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, афиши, касса, билеты.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей подготовительной группы

Рекомендации воспитателям для развития речи у детей 6-7 лет...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в подготовительной группе"

Материал о наполняемости книжного уголка, речевого и театрального....

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...

Консультация для воспитателей «Центр краеведения в предметно – пространственной среде группы»

Консультация для воспитателей«Центр краеведения впредметно – пространственной среде группы»...