НОД по развитию речи "От зерна до каравая"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Турчанинова Ольга Николаевна

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_ot_zerna_do_karavaya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи  в подготовительной группе

Тема: «От зерна до каравая»

(Как наши предки выращивали хлеб)

Цели: Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.

Задачи: учить детей отгадывать загадки, составлять связанный рассказ по серии сюжетных

картинок, учить понимать литературные выражения, народные пословицы;

-активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей;

-закреплять умение произносить фразы с разной силой голоса и в разном темпе.

Материал: Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ, зерна, колосья, хлебобулочные изделия, мука, хлеб на подносе, тесто.

Предварительная работа: Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, знакомство с пословицами о хлебе, чтение сказки «Колосок».

   Воспитатель произносит русскую народную пословицу "Хлеб всему голова" и предлагает детям объяснить ее значение.

Ребенок: А теперь отгадайте загадку.

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Что это?

Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

Воспитатель:  А кто нам может рассказать, как раньше наши предки выращивали хлеб.

Ребенок: Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо (показ). 

Воспитатель:  А  как вы думаете, какая должна быть  погода? (безветренная) 

Почему?  (Чтобы семена ровно ложились в борозды)

Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, вода, тепло)

Физминутка «Колосок растет»

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу. В поле выросли замечательные колоски  (улыбнитесь друг другу)

Воспитатель:  Народ сложил много пословиц о хлебе.  Какие пословицы вы знаете?

Дети: Хлеб всему голова.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Вода вымоет, хлеб накормит.

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

И обед не в обед, коли  хлеба нет.

В:  Молодцы, ребята, много пословиц знаете.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали как?

Ребенок: Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация).  

Воспитатель: Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна.

Ребенок: Для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация).  Затем зерна собирали и просевали от мусора.

Ребенок: Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол (за работу) забирал часть зерен  себе.

Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

 Ребенок: Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

 А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова. Получалась мука. Из муки пекли хлеб.

Воспитатель: Как же вырастить хлеб?

Игра: «Что сначала, что потом?

Дети последовательно раскладывают  карточки: зернышко-росток – колос – сноп - зерно мука, хлеб.

Воспитатель:  Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?

Дети: Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

Воспитатель:  Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?

Хлеб растет не для объедков,

От зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель:  Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины).

Воспитатель: А как это все вместе называется?  (хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ».  Бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь хлеба: от зерна до каравая

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...

ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)

Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1.     ...

«От зерна – до каравая»

«От зерна – до каравая»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...

Занятие по развитию речи "ПУТЬ ХЛЕБА - ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ" (для детей старшего дошкольного возраста)

Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2. ТЕМА: «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» .

Цель: закрепить знания детей о хлебе,  как об одном из  величайших богатств на земле.Задачи: развивать связную речь  у детей, умение отвечать на вопросы сложными предложениями, аргумент...