Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Шулятьева Лариса Николаевна

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulyateva_l.n._opyt_raboty.docx58.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 34 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

«Инновационные формы взаимодействия с участниками образовательных отношений в процессе развития связной речи дошкольников »

Автор опыта:

Шулятьева Лариса Николаевна

г. Абинск

2018 г.


Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ……………………..3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении муниципальном образовании………………………………..….4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………..…6

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………………………………………………...7

3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………………………….8

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………………………...9

3.4. Результативность педагогического опыта………………………………………………..9

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………………………….…. 11

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………………..……..11

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………….....12

4. Выводы ………………………………………………………..……………………...18

Библиографический список……………………………………………………………………19

Приложение…………………………………………………………………………………..…21


1. Литературный обзор

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности. Под речью понимают как сам процесс (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). [8]

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. [ 6]

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. [19]

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. [40, с.5-7]

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

 3) название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн.

По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность. [13,с.39]

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.

Развитие связной речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке. [45]

На сегодняшний день, работа по развитию связной речи очень актуальна и строится с учетом возрастных особенностей детей при этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка (эмоциональность, непосредственность и в то же время точность и правильность звукового и грамматического оформления текста).

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

Работа над темой опыта планомерно и поэтапно велась в течение двух лет. На первом этапе выявления и изучения опыта происходил сбор методического материала, велась работа с различными источниками по вопросу активизации связной речи дошкольников. На втором этапе, опыт накапливался, собранный материал систематизировался, отбирались оптимальные методы и приемы для решения поставленных задач.

В 2017 году опыт «Инновационные формы взаимодействия с участниками образовательных отношений в процессе связной развития речи дошкольников» распространялся в форме выступления на педагогическом совете и семинаре в образовательном учреждении. Также в 2017 году данный опыт был представлен в ходе районного методического объединения для педагогов средних и старших возрастных групп дошкольных образовательных организаций.

Работа по данной теме опыта продолжается и до настоящего времени.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Взаимодействие - базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других.

Восприятие - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, включающую в себя, в том числе и имитацию реальной человеческой деятельности (труд, познание, общение), которые воссоздаются в искусственных условиях посредством полученной, относительно достоверной информации.

Лэпбук это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Монологическая речь - это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.

Эмпатия  – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.


2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Данный педагогический опыт формировался на базе МБДОУ детского сада № 34 в группе детей среднего дошкольного (возраст воспитанников 4-5 лет). В группе28 детей, из них 14 мальчиков и 14 девочек. Большая часть группы детей воспитывается в полных семьях.

Как показала педагогическая диагностика дошкольников, в группе хороший уровень усвоения информации. На занятиях дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению полученных заданий, инициативны, однако требуется особое внимание к речевому развитию дошкольников.

У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебных пособий.

Воспитанники  проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

В группе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Бывали случаи негативного отношения детей к  некоторым воспитанникам. Путем многочисленных отдельных бесед с родителями, а также с ребятами, конфликт был постепенно сведен к минимуму, а потом и вовсе исчез.

Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина,  они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Ребята активно участвуют в праздниках и досуговых мероприятиях различного уровня.  Родители принимают активное участие в их проведении.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.


3. Педагогический опыт работы

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Традиционные методы, применяемые педагогами в процессе развития речи, используются педагогами в процессе организованной образовательной деятельности, а также в совместной деятельности педагога с детьми.  Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе занятий, но и в ходе свободного общения.

Поэтому целью моей работы стало взаимодействие всех участников образовательного процесса, в процессе развития связной речи дошкольников.

В своей повседневной педагогической деятельности я опираюсь на известные методики обучения, разработки учёных, педагогов-новаторов, а также на свой личный опыт, который содержит немало своих педагогических находок, помогающих активизировать речевое развитие детей дошкольного возраста. К таким находкам можно отнести:

  • игры, направленные на развитие связной речи дошкольников;
  • технологию создания Лепбуков;
  • использование моделирования при составлении рассказов.

Формы взаимодействия с родителями дошкольников по данному направлению:

  • ежедневные непосредственные контакты с родителями воспитанников;
  •  ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями;
  • участие в досуговых мероприятиях группы, совместная  деятельность с детьми;
  • участие родителей в проведении открытых бесед, диспутов, дискуссий.
  • индивидуальное или групповое консультирование родителей;
  •  привлечение родителей к обогащению развивающей предметно пространственной среды;
  •  анкетирование;
  •  опрос.

3.2. Актуальность педагогического опыта

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

 В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками в направлении речевого развития. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология Лэпбук, использование моделирования при составлении рассказов, информационные технологии.

Таким образом, развитие связной речи дошкольников является актуальным вопросом современной дошкольной педагогики. На пути решения данной проблемы необходимо решение комплекса задач с применением всех известных в данном направление методов, с привлечение всех участников образовательного процесса.                

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Научность работы определяется соответствием материалов основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики и психологии в вопросах взаимодействия участников образовательных отношений в процессе развития связной речи дошкольников.

Система работы, по данному вопросу, построена  с опорой на исследования наших отечественных педагогов и психологов.

В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, направленной на оптимизацию условий для развития связной речи у дошкольников. Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по данной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность:

  • использование разнообразных средств, для повышения компетентности родителей в вопросах педагогики;
  • построение педагогического процесса на принципах «Педагогики ненасилия», как приоритетного направления в педагогике нашего времени;
  • эффективное взаимодействие с родителями.

3.4. Результативность педагогического опыта

Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

С целью выявления объективной картины уровня развития речи у детей дошкольного возраста, мною была проведена (на начальном этапе) педагогическая диагностика детей средней группы.

В результате данной педагогической диагностики отмечено, что у 55 % детей  - сформированы навыки речевого развития (согласно возрастным критериям), в соответствии с возрастом, у 20% - сформированы частично, у 25% - скорее не сформированы.

На завершающем этапе, проведен повторный анализ развития критериев, согласно возрасту дошкольников, согласно которого: 85% дошкольников имеют устойчивые сформированные навыки речевого развития, 15% находятся в стадии формирования, несформированные – не отмечены ни у одного ребенка группы (Приложение 1, Диаграмма 1).

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения (Приложение 1. Диаграмма 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа педагогов ДОО, а также конструктивное взаимодействие с родителями – залог успеха в направлении развития связной речи дошкольников.

Выбранные направления работы по развитию связной речи дошкольников со всеми участниками образовательного процесса являются успешными, а условия создаваемые благополучными.

3.5. Новизна представляемого опыта

Новизна данного опыта работы заключается в том, что предлагаемая система работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений в вопросах развития связной речи дошкольников, целенаправленно реализуется с помощью педагогического потенциала, арсенала игр, авторских разработок, упражнений и техник, направленных на активизацию связной речи детей, используемых в совместной деятельности и воспитательно-образовательном процессе, в котором активная роль отведена родителям.

Родители являются активными участниками, помощниками педагогов и детей, в процессе подготовки к совместным мероприятиям, выступая при этом в роли полноправных партнёров.

3.6. Технологичность представляемого опыта

Представленный материал - это апробированный, практический опыт работы, который способствует активизации всех участников образовательных отношений в направлении развития связной речи дошкольников, основан на принципах гуманности, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Данный опыт работы имеет положительные отклики у педагогов МБДОУ детский сад № 34. Отдельные элементы используются педагогами старших возрастных групп.

3.7. Описание основных элементов представляемого опыта

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Занимаясь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, нужно активнее работать в данном направлении, поддерживая, укрепляя и развивая дошкольников в данном направлении. Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к развитию речи. Исходя из этого, мною была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

Основные задачи развития речи заключаются в следующем:

- воспитывать звуковую культуру речи;

- развивать и накапливать словарный запас детей;

- формировать грамматический строй речи, её связность при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Исходя из поставленных задач, наметила пути реализации, которые состояли из трех этапов.

На первом, подготовительном этапе, велась следующая работа:

— изучение психолого-педагогической методической литературы, по данному вопросу;

— проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;

— создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на активизацию речевого развития дошкольников.

Исходя из результатов диагностирования, наметила:

- индивидуальную работу с детьми низкого уровня;

- работу по схемам – алгоритмам вне занятий;

-расширение диапазона дидактических игр направленных на развитие речи дошкольников;

- использование в совместной деятельности тематических лэпбуков.

Мною был подготовлен материал по развитию речи для выступлений на методических мероприятиях детского сада: педсоветах, семинарах – практикумах. На практическом материале схемах, моделях, лэпбуках, я старалась показать насколько важно использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, уточнения знаний детей об окружающем, и как следствие, развития речи дошкольников.

На втором, основном этапе был разработан перспективный план, включающий в себя блоки работы с детьми и родителями, направленный на развитие детей и активизацию связной речи дошкольников, который был нацелен на:

  • Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Взаимодействие с родителями, педагогами ДОУ.
  •  Разработку системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие речи дошкольников.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Педагогическое просвещение родителей (Приложение 2).

Одним из самых востребованных и интересных методов работы, по общему мнению педагогов, детей и родителей является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание нашего лэпбука зависело от того, реализацию каких задач предполагала образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, мы затрагивали все образовательные области, таким образом, содержание лэпбука отражало материал по всем пяти образовательным областям (Приложение 5).

В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи, использовала активные формы: Дни открытых дверей, папки – ширмы, круглый стол. Постоянно оказывала консультативную помощь родителям по проблеме, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Своеобразным итогом, стало анкетирование родителей на тему: «Учим детей правильно, говорить», входе которого, выявлен уровень осведомленности о развитии речи детей и составил 80%.

Кроме того, родители подключились к созданию лэпбуков. Так в группе появилась серия лэпбуков на определенные лексические темы («Космос», «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год» и т.д.) (Приложение 3).

Мы рекомендовали родителям художественную литературу для чтения дома. Предложили использовать дома чистоговорки, скороговорки, для развития речи детей, проводили консультации, направленные на просвещение родителей в вопросах развития у детей дошкольного возраста связной речи консультацию на тему: «Говорю с ребенком на языке игры» (Приложение 4). На мой взгляд, такие формы работы с способствуют повышению педагогической культуры родителей. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.

Третий завершающий этап, это рефлексия всей нашей деятельности, выявление достижений и неудач проведенной работы. Данный этап включал в себя:

— организацию и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентацию опыта работы (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами «Мы вместе»);

— анализ проведенной работы.

Также на данном этапе намечены перспективы дальнейшего пути по данной теме.

Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.

С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:

- систематически включать в занятия по развитию речи дидактические игры, направленные на развитие психических процессов.

- уделять внимание моделированию, схемам по составлению описательных рассказов.

- активизировать применение в работе с детьми использование лепбуков, именно данная технология способствует овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря системе в работе можно развивать, умственны способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе.
Все эти мероприятия позволят на этапе завершения дошкольного детства овладеть ребенку таким сложным умением, как рассказыванием.


4. Выводы

В нашей работе раскрыта проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационных методов, в частности при помощи использования лэпбуков. Проводя соответствующую работу по формированию связной речи, педагоги направляют свое внимание не только на развитие и совершенствование речевого развития детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Подводя итог, необходимо отметить, что наличие положительных моментов данной работе неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только определенные знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у педагога появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка: Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта. Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

  1. Она способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
  2. Она способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
  3. Она обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  4. Она способствует творческой самореализации педагога


Библиографический список

  1. . Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия2.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
  6. Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006.
  7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2009.
  8. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009.
  9. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. - М.: Изд - во МГУ, 2008.
  10. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006.
  11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009.
  12. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1.
  13. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
  14. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9.
  15. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 10-13.
  16. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
  17. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
  18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.
  19. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С.Мухина. - М.: Академия.- 2008.
  21. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 2009.
  22. Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии / Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. - 2009. - № 1.
  23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011.
  24. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12.
  25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010.
  26. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012.
  27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008.


ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников

Педсовет целью которого является: систематизация знаний   педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы....

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

«Развитие связной речи дошкольников по средствам театральной деятельности». опыт работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе зависит  от уровня  овладениями связной речи. формирование связной речи в де...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

"Опыт ДОУ в развитии связной речи дошкольников"

Целью работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пе...

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников, посредством авторских дидактических пособий»

  Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО ...