Мастер -класс "Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Ирина Сергеевна

знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого развития  и творческих способностей детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого и творческого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Мастер – класс:
«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».

Подготовила и провела:

Воспитатель Петрова Ирина Сергеевна.

Содержание мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: Учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

Презентация

Цель и задачи мастер-класса:

- знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого развития  и творческих способностей детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого и творческого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Актуальность и новизна выбранной темы представленного опыта: Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время именно эти понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об интересной, «продвинутой» личности. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного человека. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Впрочем, разве мы забываем об этом! Существует мнение, что творческому мышлению научить невозможно. Но я уверена, что вы со мной согласитесь, что это не так. Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Давайте вспомним, что такое творческое мышление? Это вид мышления, продуктом которого является появление чего-то нового! Это определённый способ мыслить, это процесс, ведущий к появлению новых интересных аспектов, теорий, предметов и явлений. Здесь большое значение имеет латеральное мышление (Эдвард де Боно) – умение мыслить нестандартно, эвристично, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели. И тут уместно вспомнить, что одним из ключевых требований нынешнего времени в обучении детей является не механическое приобретение определённых знаний, а изыскание путей их обретения! Т. е. развитие латерального мышления. Чем же мы можем помочь нашим воспитанникам?

Педагоги старшего поколения вспомнят и улыбнутся, что все новое – это давно забытое старое, я поведу речь о забавных, весёлых задачках для детей. Впрочем, таких ли забавных? Помните, что такое друдлы? Передачу "Будильник" по воскресеньям и Доктора Друдла в исполнении В. Храмова? В шестидесятые годы они были очень популярны в стране, мы все захлёбывались, решая их, соревнуясь друг с другом и находя ответы не только точные, но и остроумные!

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность.

Игры с начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем.

В друдлы могут играть люди любого возраста. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

« Добро пожаловать в мир логики и воображения»!.

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Название представляет собой винегрет из 3-х английских слов:«doodle» (каракули,«drawing» (рисунок, «riddle» (загадка).Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.Если коснуться истории, то друдлы были еще в XVI веке в эпоху Ренессанса. Тогда эту технику художники называли «Индовинеллийские графики». Наиболее ярко друдлы отражены в живописи итальянского художника Агостино Караччи. Его работа называлась «Слепой нищий, стоящий на углу улицы». Друдлы встречаются и работах Леонардо да Винчи. Он называл друдлы «Гирогиро», или «Скарабоччио».

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Как играть с ребенком в друдлы:


Вербально :Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку . 

Игра «Придумай название друдлу». Можно предложить задание ребёнку одному, а можно поиграть всей семьёй. Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название – фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

2. Игра «Что за зверь (кухонный предмет и т.п.)». Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей. При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Что делать, если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов.

Невербально: Предложите детям друдлы для рисования. Рисовать можно на определенную тему, по самостоятельному замыслу. Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То что он сам захочет.
Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

Игра «Дорисуй картинку». Перед ребёнком положить лист, на котором нарисован друдл. Предложить дорисовать и назвать рисунок. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

Игра«Что я нарисовал (а)». Нарисуйте друдл сами и предложите ребёнку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.

Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

А сейчас я предлагаю вам – уважаемые педагоги, поучаствовать в игре « Я вижу необычное в обычном». Перед Вами листы бумаги, на которых Вы видите что-то « необычное» ( Приложение № 1), вам нужно включить всю вашу фантазию, всё своё воображение и нарисовать предмет, а потом   рассказать, что же у вас в итоге получилось.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Я предлагаю и нам с  вами поиграть. Выходите со своими рисунками и сейчас мы попробуем придумать сказку или рассказ про эти предметы. Начинает педагог, стоящий первым.

На занятиях по развитию речи и в свободной деятельности я часто применяю прием «случайный образ», который тесно связан с техникой «Друдлы». Придуман он был одним из величайших мастеров эпохи возрождения, Леонардо да Винчи.

Когда мэтру нужно было оживить течение творческой мысли, он всматривался в предметы. «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней», писал он, «вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица людей, узоры». Этот творческий прием мастера по тренировке восприятия позволяет развивать у детей тот самый «взгляд художника», который в кусочке ткани помогает разглядеть цветок, в обрывке газеты – причудливое растение, в скомканной бумаге – корабль с парусами, в лужице пролитой на стол краски – целый мир. Необходимо сделать так, чтобы такие наблюдения были постоянными, и имели какой-то практический смысл. А самое главное условие – воображать легко и радостно. Не нужно давать никаких оценок увиденному ребенком образу, чтобы проявление креативности вошло в его зону комфорта. Самый лучший способ – превратить серьезную работу мышления и воображения в игру.

Рефлексия

Название технологии

Визуальная арт-технология.

Прием технологии

Техника « Друдлы».

Что дает ребенку

  • развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
  • – развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
  • – развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

Что дает педагогу

  • ознакомление педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;
  • - повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • - поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого и творческого развития дошкольников.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс. Перед вами обычные чистые листы. Нарисуйте на них ваше отношение к проведенному мастер-классу. Рисовать можно, всё что угодно. Например улыбку, если Вам понравилось, и, наоборот, грустное личико или тучку, если Вам было неинтересно. Спасибо Всем за внимание!

  В свободное от работы время я сочиняю стихотворения  и приобщаю своих детей к этому с помощью мнемотехники. Предлагаю Вашему вниманию стихотворение про « Друдлы», которое мы сочинили вместе с детьми.

Сумей ты друдл дорисовать, чтоб получилось что-то,

Ведь интересно создавать кота иль бегемота.

А может это дельтаплан? Иль кит в морях просторных?

Я знаю : друдл – это класс! Вам говорю бесспорно!

Он развивает кругозор, воображенье наше,

Спасибо друдлам говорим. Нам первый класс не страшен!!!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Что такое друдл?Друдл – это незаконченная картинка, вырванная из какого-либо контекста. Вы можете дорисовать ее вживую или в своем воображении. Ваша задача придумать как можно больше ответов, что изоб...

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»...

Конспект занятия для старшей группы по теме «Развитие речи и творческих способностей через театрализованную деятельность» «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.Задачи: • Развивать устойчивый интерес детей к театральной дея...

Развитие речи и творческих способностей через технику Друдлы

Droodle - это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое....

Статья «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы» Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные...

Мастер класс для педагогов «Развитие воображения и творческих способностей у дошкольников через технику Друдлы»

laquo;Развитие воображения и творческих способностей у дошкольников через технику Друдлы»                    ...