«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Ермолина Светлана Юрьевна

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: формирование начальных гендерных представлений.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками.

2. Закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола.

3. Закреплять умение классифицировать предметы одежды, игрушки мальчиков и девочек.

4. Формировать представления детей о рабочей одежде машиниста, проводницы.

Развивающие:

1.Развивать классификационные умения на примере - имен, одежды и игрушек.

2.Развивать познавательные умения, способность обобщать.

Воспитательные:

1. Учить детей быть внимательными друг к другу.

2. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, специально - организованная проблемная ситуация, подвижная игра.

Оборудование: крупный модульный конструктор, 2 лестницы,

мяч большой размера, гимнастические палки по количеству мальчиков, мячи по количеству девочек, свисток, одежда и атрибутика машиниста, проводницы, барабаны по количеству мальчиков, ободки с бантом по количеству девочек, 2 фартука, кукольная посуда, угощение хозяюшек, розовая корзина, синяя корзина, подарки для детей, мелкие предметы по тексту песни, игрушки (машины, куклы, юла и т.д.).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в зал. Возьмитесь за руки и сделайте большой круг.

Дети заходят в зал и встают в круг.

 

Воспитатель: Вы сегодня такие красивые, нарядные, веселые, а наши гости хотят с вами познакомиться. Я буду кидать вам мяч, а вы называть свое имя и говорить кто вы: мальчик или девочка.

Воспитатель просит ребенка принести мяч.

Воспитатель: Вот мы и познакомились. А хотите знать, чем же похожи мальчики и девочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Я буду называть части тела, а вы прикрывать их рукой.

Игра «Мы – одинаковые»

Вот головушка - гладят себя по голове.

Лобик - наморщивают лоб.

Носик - дотрагиваются до кончика носа.

Губки - улыбаются.

Зубки - тихонько стучат зубами.

Язычок - высовываю язык.

Щечки - трут пальцами щеки.

Брови - поднимают брови.

Глазки - моргают.

Ушки - тихонько трут пальцами уши.

Борода - гладят подбородок.

Шейка - вытягивают шею.

Ручки - имитируют хватательные движения.

Животик - гладят живот.

Спинка- - выпрямляют спину.

Ножки- - тихонько топают ногами.

Воспитатель: Вот чем похожи друг на друга мальчики и девочки. Оказывается, мы все одинаковые: с руками, ногами, головой!

Давайте посмотрим внимательно друг на друга и ответим на мои вопросы.

Воспитатель вызывает по одному из детей, который будет отвечать на вопрос. Игра «Мы – разные».

- Кто из мальчиков самый высокий?

- Кто из девочек самая высокая?

- Кто из ребят низкого роста?

- У кого самые темные (светлые, вьющиеся, длинные волосы?)

- У кого на голове есть хвостики?

- Кто носит платье (юбку, сарафан?)

- Кто носит шорты?

- Какие украшения носят девочки (мальчики)

Воспитатель: Теперь мы узнали, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Сейчас я предлагаю послушать веселую песенку, в которой, поется  из чего «сделаны» девчонки и мальчишки. Песенка так и называется «Из чего же сделан я». Давайте послушаем песню и немного подпоём.

Дети слушают песню «Из чего же сделан я».

Воспитатель: Мы с вами убедились, что мальчики и девочки в чем-то похожи, но в то же время отличаются друг от друга. Действительно, у каждого из вас есть что-то такое, чего нет у других. Мы все разные, непохожие, все люди отличаются друг от друга.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну мальчиков и девочек на поезде. Поезд надо построить. Строить вагоны, сцеплять их между собой, ставить поезд на рельсы – это тяжелая работа. Как вы думаете: кто должен выполнять эту работу – мальчики или девочки?

Приходят совместно с детьми  к мнению, что эту работу должны выполнять мальчики. Мальчики делятся на 2 команды и строят железную дорогу и поезд. Девочки садятся на стулья.

Воспитатель: Поезд готов. Девочки заняли в нем место. Теперь нужно выбрать «машиниста» и одеть его так, чтобы было понятно всем - кто управляет поездом.

Дети выбирают мальчика – машиниста. Надевают на него оранжевую курточку, шапочку, дают свисток. Мальчик – машинист остается в центре зала, остальные дети садятся.

Воспитатель:  Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью приборов, а не рулем. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь. Машинист сидит в первом вагон, а в остальных вагонах работают проводники.

Мальчик – машинист усаживается в начале поезда.

 Воспитатель: В каждом вагоне есть свой проводник. Он  поддерживает  порядок, следит  за  работой  отопления,  радио,  исправностью  освещения.  Проводник тоже понимает   сигналы   светофора, может   оказать   пассажирам   первую медицинскую помощь. Проводником может быть и мужчина и женщина. Я предлагаю выбрать проводника девочку. Она будет помогать: обустраиваться пассажирам , отвечать на их вопросы, успокаивать их, если пассажиры будут волноваться, сможет угостить чаем.

Выбирают девочку, одевают костюм проводницы, усаживают в конце вагона рядом со столиком, на котором стоит поднос со стаканами.

Воспитатель: Занимайте места в вагонах, поехали. А теперь посмотрите направо, люди нам улыбаются, помашем им рукой. А теперь посмотрите налево, солнышко светит и согревает нас своим теплом.

Дети под веселую музыку «едут» на станцию.

Воспитатель: Первая остановка «Спортивная».

Машинист объявляет станцию.

Давайте, ребята, выполним упражнения по схеме: мальчики с палками, девочки с мячами.

Дети выполняют под музыку упражнения.

1.   И.п. – стойка ноги на ширине плеч. Поднять мяч (палку)вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч, вернуться в исходное положение. (4-5раз)

2.   И.п. – стойка ноги на ширине плеч. Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное п. (4-5раз)

3.   И.п. – стоя ноги на ширине ступни. Присесть, мяч (палку) вынести вперёд, выпрямиться, вернуться в исходное положение. (4-5раз)

4.   И.п. – стоя ноги вместе. Прыжки на двух ногах возле предметов, в сочетании с небольшой паузой.

«Машинист» свистит в свисток. Дети садятся в поезд.

Воспитатель: Теперь станция называется «Мальчикоград». Как вы думаете, про кого мы будем сейчас говорить? Конечно про мальчиков. Я буду задавать вопросы, а будете отвечать.

- любимые игры, занятия  мальчишек

- что из одежды носят мальчики

- какие вы знаете имена мальчиков

- любимые игрушки

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю поиграть.

Подвижная игра  «Успей взять игрушку!».

Вместе с детьми нужно разложить по комнате игрушки. Дети должны бегать и стараться эти игрушки не задевать. Когда ведущий хлопнет в ладоши (или позвонит в колокольчик), дети должны успеть быстро взять первую попавшуюся игрушку. Воспитатель должен убрать одну игрушку. Тот, кто не успел взять игрушку, садится на место.

Воспитатель: Какой мальчик не мечтает стать солдатом: одеть красивую форму, выступить на параде. Сегодня наши мальчики покажут, как они готовятся стать настоящими солдатиками, как умеют маршировать с барабанами.

Мальчики строятся в колону друг за другом, вешают на шею барабан, в руки берут палочки.

Паша:

Барабанит я могу

Хоть с утра до вечера.

Никогда не устаю

Барабаню и пою.

 

Данис:

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.

На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:

Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!

Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!

Мальчики выполняют композицию «Я шагаю с барабаном».

Воспитатель: Молодцы мальчики, благодарим вас за выступление. «Машинист» даёт сигнал, и наш поезд отправляется дальше. Следующая станция «Хозяюшка».

Дети усаживаются в поезд и отправляются на следующую станцию.

Воспитатель: Станция «Хозяюшка». Как вы думаете: кто на ней живет – мальчики или девочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, девочки. Давайте поговорим о них;

- любимые игры, занятия  девочек

- что из одежды носят девочки

- какие вы знаете имена девочек

- любимые игрушки девочек

 

Воспитатель: Как мы долго сюда ехали, проголодались. Мальчики построили дорогу, а девочки нас накормят. Ну – ка,  девочки, покажите какие вы хорошие хозяюшки.

Игра – соревнование «Кто быстрей накроет на стол».

Воспитатель: Молодцы, девочки, быстро  справились с заданием. Мы много говорили про девочек, но самое главное – они любят танцевать. Наши девочки превращаются в «куколок» и станцуют для вас.

Аделина:    С нами любят все играть,
                   Наряжать, кормить, купать!
                   Нас на праздник пригласили,
                   Платья новые нам сшили.

 

Лейсан       Мы куклы заводные,
                   Девчонки озорные!
                   Мы вместе в пляс пустились

                    И в танце закружились

Воспитатель: Мы отправляемся на следующую станцию «Игровую».

Звучит сигнал, дети отправляются дальше.

Воспитатель: Станция «Игровая». Мы с вами говорили уже о том, что девочки и мальчики любят играть. Только вот игрушки у них порой разные. Предлагаю вам новую игру «Кто быстрей соберет игрушки».

Игра «Кто быстрей соберет игрушки».  Мальчики складывают в розовую корзину игрушки, которыми любят играть девочки. Девочки собирают в голубую корзину игрушки, которыми любят играть мальчики.

Воспитатель: Давайте проверим все ли правильно. Отправляемся на следующую остановку «Плясовую».

Дети усаживаются в «поезд». «Машинист» объявляет остановку. Дети выходят и исполняют танец «Шалунишки». Усаживаются в «поезд» и отправляются в детский сад.

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами в стране мальчиков и девочек. Давайте вспомним: на каких станциях мы побывали, что делали.

Ответы детей.

Воспитатель:  Мы с вами узнали, чем похожи мальчики и девочки, чем отличаются. Увидели, какими бывают трудолюбивыми мальчиками и хозяйственными девочки. Понравилось бы вам, если бы все дети были одного пола? Было бы хорошо или плохо? Почему?

Дети дают ответы на вопросы.

Воспитатель: Я очень рада, что в детском саду не просто дети, а мальчики и девочки. В память о сегодняшнем путешествии  я хочу сделать подарки: мальчикам – самолеты, девочкам – сумочки.

Литература

1.     Арканцева Т.А., К вопросу об определении гентерного типа подростка // Новое в психолого – педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии  и педагогики. - №1(21), 2011.

2.     Доронова Т.Н., Симонова Н.Ю., Цапенко М.М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3-4 лет.- М.. Центр «Школьная книга» 2010.

3.     Еремеева В.Д.Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному. Издательство «Учебная литература»

4.     Журнал «Дошкольная педагогика»  /март/2012, «Мальчики направо, девочки – налево».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"

конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

Консультация для родителей "Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье".

Даны некоторые рекомендации по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей....

Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки»

В рамках тематической недели провели итоговое занитие пот гендерному воспитанию....

конспект НОД в средней группе (гендерное воспитание) "Мальчики и девочки- разные и похожие"

материал составлени с элементами сюжетно- ролевой игры и направлен на воспитание умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях...

Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Игрушки для девочек и мальчиков»

Занятие в средней группе по гендерному воспитанию.  На занятиях мы формируем четкое представление о роли мужчины и женщины в семье. Учим детей видеть внешнее сходство и различие между...