конспект "Зимушка-зима"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе.

«Зимушка - зима».

Цель:

Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Оборудование: картинки на зимнюю тему, теремок, ватман для составления рассказа мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zimushka_-zima.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе.

«Зимушка - зима».

Цель:

Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Оборудование: картинки на зимнюю тему, теремок, ватман для составления рассказа мнемотаблицы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята. К нам сегодня в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

Раздается стук в дверь. Нам передают посылку. Нам кто-то прислал посылку.

Давайте откроем ее и посмотрим , что же там такое. Посмотрите, ребята, какая красота. Тут и  письмо,

очень странное оно

Вместо марок три снежинки

А конверт из чистой льдинки

прочитаем?

«Дорогие мои ребята, скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Время волшебных подарков и сюрпризов. И я решила вас порадовать и подарить вам вот этот теремок. Только он не простой, он с сюрпризом. Что бы открыть дверь теремка ,нужен ключик, а он спрятан.  Где спрятан, вы узнаете, когда выполните все мои задания. Хорошо постарайтесь. Я люблю трудолюбивых  детей, как говорится в моей любимой сказке «По работе и награда будет».

Ребята, о какой сказке говорится в письме, кто догадался. (Мороз Иванович.) Что случилось в этой сказке? (Ответы детей)

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы готовы поиграть

Все задания выполнять.

 Вот первое    задание от таинтвенной незнакомки:

- Отгадаете загадку, ставни теремка откроются,  и вы узнаете ктоже я такая .

Тройка, тройка прилетела

 Скакуны в той тройке белой.

 А в санях сидит царица

 Белокожа, белолица.

 Как махнула рукавом –

 Всё покрыла серебром!

Дети: Зима

 (Открываю ставни домика,  за ними иллюстрация зимы).

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. О какой тройке говорится в стихотворении?

Дети: Это зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Ребята теперь мы знаем, что письмо нам прислала зима. И сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.

 - Вставайте в кружок и повторяйте за мной:

Ру – ру - ру всех сейчас я соберу

Ра –ра -ра отправляться нам пора

Ны-ны-ны нам преграды не страшны

Повертелись, покружились, в царстве зимнем очутились.

Дети повторяют.

- Как люди ласково называют зиму(зимушка)

 - Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

 У зимы есть свои снежные слова. (Зимний словарь)

- Назовите их.

Дети.

- Снег, метель, вьюга, буран, сугроб, мороз.

Воспитатель.

- А какая она, зима?

Дети

- Холодная, хмурая, ветреная, морозная, ледяная.

Воспитатель.

- А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (ответы детей).

- Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)

- А теперь можно и нам поиграть. 

Проводится игра «Снежинки и ветерок»

Снежинки – девочки.

Ветерок – мальчики.

Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок –ш-ш-ш, снежинки – оседают.

Работа по подгруппам: 

Игра «Придумай слово». (Образование родственных слов).

Воспитатель

-Давайте разделимся на две команды. 1-я команда- команда мальчиков , 2-я команда- команда  девочек.  Придумайте название своей команде, связанное с зимой.

 -Команда мальчиков « Снеговик»  подбирает  родственные слова к слову мороз:

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

- Команда девочек  «Снежинки» подбирает родственные слова к слову лед

 Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

Воспитатель.

-Зима предлагает нам поиграть еще в одну в  игру. Игра «Доскажи словечко»

- Я буду читать стихотворение загадку, а вы добавлять подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка... (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег)

Воспитатель

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они все похожи?

- Смотрите, сколько вокруг снега, поиграем в снежки. (Имитация игры.)

-Как весело мы с вами поиграли, наши пальчики замерзли, давайте погреемся.

Пальчиковая игра.

 Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю     Ритмичные удары пальцами левой

                                                             руки, начиная с указательного, по ладони Я зиму, и снег,                                         Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю,                            руки, начиная с указательного, по ладони                

Но где же снежинки?      На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.

В ладошке вода,  

 Куда же исчезли снежинки? Куда? 

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...     Мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи.       кистями рук.

Воспитатель.

- Следующее задание от Зимы сложное. Давайте сядем на стульчики.

Развитие связной речи

- Ребята, зима прислала свой рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать, запомнить и пересказать его. В помощь вам будет вот эта мнемотаблица.

Рассказ  «Зима»

Наступила долгожданная волшебница зима.  Кругом лежит как перина белый  мягкий пушистый снег. Легкие снежинки, медленно кружась в прозрачном воздухе, переливаются на солнце разноцветными огоньками. Деревья покрыты белыми мохнатыми шапками.  Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Под белым пушистым одеялом в своих теплых норках спят лесные жители. Все замело. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках,  коньках.

Первичное восприятие рассказа воспитателя:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

-С чем можно сравнить снег

-Какие снежинки

- во что одеты деревья и елочки?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети зимой?

Составление мнемотаблицы.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Дети самостоятельно составляют рассказ, опираясь на мнемотаблицу.

Воспитатель.

-Вот и последнее задание зимы.

-Отгадайте загадку и вы найдете там ключик от двери.

Загадка.

Сидит на крыше всех выше,

дымом дышит.

(Ответ: труба)

(заглядываю в трубу и достаю ключик).

- Ребята, вот и ключик.  Только интересно, не растаял ли сюрприз зимы, как в сказке «Мороз Иванович» у персонажа сказки Ленивицы.

Итог занятия

- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали?

- Что было трудно?

- Что вам понравилось?

Зимушка- зима очень довольна вами ребята, вы очень хорошо отвечали, справились со всеми заданиями и за это зимушка-зима приготовила вот такой сюрприз

Открываю дверь и достаю леденцы для ребят.

Тут и  письмо,

очень странное оно

Вместо марок три снежинки

А конверт из чистой льдинки

прочитаем?

«Дорогие мои ребята, скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Время волшебных подапков и сюрпризов.И я решила вас порадовать и подарить вам вот этот теремок. Только он не простой, он с сюрпризом. Что бы открыть дверь теремка нужен ключик, а он спрятан.  где спрятан, вы узнаете, когда выполните все мои задания. Хорошо постарайтесь. Я люблю трудолюбивых  детей, как говорится в моей любимой сказке «По работе и награда будет».

-Зима предлагает нам поиграть еще в одну в  игру.

 Игра «Доскажи словечко»

Я буду читать стихотворениезагадку, а вы добавлять подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка... (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег)

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они все похожи?

Смотрите, сколько вокруг снега, поиграем в снежки.(Имитация игры.)

Как весело мы с вами поиграли, наши пальчики замерзли, давайте погреемся.

Пальчиковая игра.

 Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю              Ритмичные удары пальцами        левой      

                                                             руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.  Я зиму, и снег,                                                   Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю,                             руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?                                   На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.

В ладошке вода,  

 Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй-разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи...            Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи.

Следующее задание от Зимы сложное. Давайте сядем на стульчики.

Развитие связной речи

- Ребята, зима прислала свой рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать , запомнить и пересказать его. Помощь вам будет вот эта мнемотаблица.

Рассказ  «Зима»

Наступила долгожданная волшебница зима.  Кругом лежит как перина белый  мягкий пушистый снег. Легкие снежинки, медленно кружась в прозрачном воздухе, переливаются на солнце разноцветными огоньками. Деревья покрыты белыми мохнатыми шапками.  Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Под белым пушистым одеялом в своих теплых норках спят лесные жители. Все замело. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках,  коньках.

Первичное восприятие рассказа воспитателя:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

-С чем можно сравнить сне

-Какие снежинки

- во что одеты деревья и елочки?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети зимой?