Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму
статья по обучению грамоте по теме

Вишняк Ольга Анатольевна

  Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание      способности к осмысленному чтению и письму

                                                                  Учитель – логопед МБДОУ  ДС № 366

                                                                                                     Вишняк О.А.

Одной из задач обучения детей с речевыми нарушениями является обучение элементам грамоты – овладение элементарными навыками чтения и письма.

В соответствии с основными положениями  «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»,  касающихся языка и речевой практики, а именно:

  • Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Необходимо преподавать элементы грамоты не просто, формируя  навык чтения, а как устную и письменную коммуникацию, способ общаться с другими людьми, получать новую информацию.

Я не ставлю целью – рассказать, как мы обучаем элементам грамоты. Ведь не секрет, что занятия эти достаточно трудные, требующие активной мыслительной деятельности, значительных волевых усилий, может быть даже однообразные и монотонные, связанные с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении. Коротко скажу, лишь о том, что занятия можно украсить игровыми ситуациями, различными играми, ведь игра  - ведущая деятельность дошкольника, задать занимательность и вызвать интерес к обучению. Это и появление сказочных героев (Незнайка,  Карлсон,  Айболит, Красная Шапочка), героев любимых мультфильмов, использование воображаемых экскурсий, путешествий , поездок, приключений и т.д.  Система обучения  содержит игры, используя, которые, можно сделать процесс обучения чтению, навыкам смыслового чтения не только эффективным, но и интересным для детей. Все игры систематизированы, разделены на блоки. Назову лишь некоторые: игры на подготовительном этапе – при обучении навыкам звукового анализа и синтеза: «Звуковые домики», «Брейн-ринг, «Измени слово», игры на этапе обучения слоговому делению слов: «Сломанный телевизор», «Пальцы-альпинисты», «Ударный слог»; игры на этапе обучения чтению: на уровне слога, слова, предложения: «Слоговой магнитофон», «Преодолей вершину» «Лото», «Прочитай предложение»…

Но самое главное, мы хотим, чтобы не просто овладели навыками чтения, а испытывали удовольствие от чтения, получали новую информацию, чтение для них было интересным занятием. Мы играем в почтальонов, раздаем письма-записки, прочитав их, дети ищут игрушку, сюрприз ( «На шкафу», «На стуле», «На столе» и т.д.) В любую сюжетно-ролевую игру включаем чтение:"готовим обед для куклы" - читаем и составляем из разрезной азбуки названия блюд, "Магазин" - читаем и пишем названия продуктов или вещей, которые покупаем в магазине.

Заводим дневник прогулок, где записываем названия животных , встретившихся по дороге, растений, машин. Вечером дети читают их родителям.

Обращаем внимание на то, что в группе много плакатов, на которых много информации о том, как заботиться о себе «Береги свое здоровье», «Правила уличного движения». В фойе группы много стендов, объявлений, приветствий, которые можно прочитать и получить новую информацию. Проходя по коридору детского сада можно увидеть яркие стенды, картины, на которых тоже размещена интересная информация, которую можно прочитать и узнать много нового, рассказать об этом дома.

В подготовительной группе у нас стало традицией читать самостоятельно перед дневным сном сказку, дети сами выбирают книгу, (для этого мы подобрали книги для самостоятельного чтения),готовятся ,стараются читать выразительно, чтобы было интересно слушать, упражняются в выразительном чтении дома.

Еще хотелось бы отметить, эмоциональную окраску чтения, выразительность, осмысленность. Для развития этих способностей мы используем игры-драматизации, ставим спектакли, т.е. играем в театр. Читаем текст роли, репетируем, пишем афишу, пригласительные билеты, а когда спектакль готов, отправляемся на «Гастроли», показываем спектакль малышам, текст от автора ребенок читает самостоятельно.

Традиционной формой воспитания способности к чтению является игра в библиотеку. Мы давно дружим с библиотекой №16, начинаем посещать ее уже в старшей группе, берем нужные, красочные книги , кстати библиотека очень хорошо оснащена. Работники библиотеки регулярно проводят для нас интересные, познавательные мероприятия. Дети с удовольствием ходят туда, записываются вместе с родителями. В этом году в библиотеке, было проведено мероприятие, посвященное «Году Учителя». Мы принимали в нем активное участие: педагоги принесли свои любимые детские книжки, игрушки, рассказывали о себе. Детям было очень интересно. О нас был репортаж на канале «Восточный экспресс». Все это поднимает престиж чтения, воспитывает любовь к книге.

Таким образом, вместе с педагогами, родителями мы стараемся не просто научить детей читать, понимать прочитанное,  а использовать полученные навыки в повседневной жизни. Это помогает детям  почувствовать себя уверенными в своих силах, успешными, что им поможет в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования навыков чтения и письма у дошкольников слоговым методом.

В статье описана методика обучения детей старшего дошкольного возраста разития фонематических процессов и обучение послоговому чтению....

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыков чтения и письма

Одной из причинвозникновения проблем в обученииявляется нарушение устной речи....