Методическая разработка Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Скворцова Ольга Николаевна

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. 

Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих направлений образовательной работы с детьми.   Богатый словарь позволяет ребёнку легче вступать в контакт с окружающими, формулировать свои мысли, выражать чувства, познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни

Скворцова Ольга Николаевна, воспитатель детей дошкольного возраста ГБОУ прогимназии №677 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.  

Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих направлений образовательной работы с детьми.   Богатый словарь позволяет ребёнку легче вступать в контакт с окружающими, формулировать свои мысли, выражать чувства, познавать окружающий мир.

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра.  

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывали такие ученые как: Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Л.А. Венгер, З.М. Богуславская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Г.С. Швайко, О.С. Ушакова идр.

Эффективность дидактических игр заключается в том, что они стимулируют речевую активность детей. Умственные задачи решаются, в занимательной игровой форме, дети сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

Цель: использования дидактических игр в развитии словаря детей четвертого года жизни

Работа по использованию дидактических игр в развитии словаря детей 4-го года жизни состоит из трех этапов и проводится во второй младшей группе

1 этап       Диагностика уровня сформированности активного словаря у детей 4-го года жизни

Задачи:

1. Выбрать методику изучения сформированности активного словаря у дошкольников 4-го года жизни.

2.Установить степень сформированности активного словаря у дошкольников второй младшей группы.

3.Оформить итоги диагностики.

     Для решения данных задач была использована диагностика, разработанная О. С. Ушаковой, Е.М. Струниной

2 этап.     Практическая работа с детьми по развитию словаря с использованием дидактических игр.

Задачи:

1.        Разработать комплекс мероприятий по развитию словаря детей четвертого года жизни на основе использования дидактических игр.

2.        Апробировать разработанный комплекс в совместной деятельности воспитателя и детей.

3.        Провести индивидуальную работу с детьми.

4.         На основании полученных результатов сделать выводы и дать рекомендации для последующей работы.

Практическая работа проводилась в виде комплекса дидактических игр и упражнений по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», которые проводились во второй половине дня, в процессе совместной деятельности воспитателя и детей.

В работе были использованы дидактические игры для развития словаря дошкольников, разработанные А.К. Бондаренко и О. С. Ушаковой.

Игровая деятельность

Обязательным условием проведения игр являлась педагогическая поддержка, создание комфортных условий ребёнку для участия в той или иной игре, что способствует правильному выполнению задания в дидактической игре.

Дидактические игры

После ознакомления детей с новыми настольно-печатными играми, игры размещались в соответствующих уголках, обогащая предметно-развивающую среду. Побуждали детей использовать их в самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с родителями.

Для успешного развития словаря необходима работа родителей с детьми дома.

Были проведены с родителями беседы, индивидуальные консультации на тему «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

3 этап. Проверка эффективности проделанной работы

После целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким уровнем и уменьшилось количество детей с низким уровнем освоения активного словаря.  

Дидактические игры в совместной деятельности воспитателя и детей

Таким образом, можно сделать вывод, что планомерно проводимые дидактические игры по определенным лексическим темам оказывают воздействие на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективно использовать эти игры, с учетом особенностей детей 4 - го года жизни, в процессе совместной деятельности воспитателя и детей, Дидактические игры вызывают интерес у детей и стимулирует их речевую активность.

Рекомендации педагогам

Важно учитывать определенные принципы при проведении дидактической игры:

  • принцип последовательности предлагаемого материала от простого к сложному, постепенному накоплению знаний об окружающем
  • принцип повторяемости одних и тех же дидактических игр, чтобы дети активно применяли их в самостоятельных деятельности; привлечение нового материала дополнительно к уже известному при сохранении дидактической задачи, повторение закрепление знаний в индивидуальной работе;
  • эмоциональности проведения игр, поощрение стремления к самостоятельной деятельности; положительное отношение, чувство радости, удовольствия от игры
  • культура проведения дидактических игр, эстетика предлагаемого материала
  • применение наглядности в сочетании со словом (показываем предмет, даем потрогать, подействовать с предметом), все что показываем подкрепляем словом.

•        непродолжительная длительность, смена видов деятельности и двигательной активности.

Рекомендации родителям

- расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка.

- в игре выполняйте домашнюю работу, обсуждайте с ребенком то, что вы вместе сделали (приготовьте салат, накройте стол, наведите порядок).

- больше играйте в настольно – печатные игры. Объясняйте игру, задавайте во время игры больше вопросов.

- играйте с детьми в словесные игры. Это можно делать не только дома, но и на прогулке.

- в повседневной жизни закрепляйте и расширяйте употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.

- Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2006. – 176 с.
  4. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. Автор: Наталья Микляева Издательство: Серия: Развитие и воспитание, 2015 г.
  5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980. -32 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. «Развитие речи детей четвертого года жизни»

Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации.  Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи....

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".

Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Предлагаю Вашему вниманию материал для родителей по развитию речи детей четвертого года жизни.Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка четвертого года жизни. Для этого необхо...

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни...

Методическая разработка «Игры как средство развития мышления детей третьего года жизни»

Данное пособие посвящено развитию мышления детей третьего года жизни. В нем раскрываются условия, методы и приемы интеллектуального развития ребенка третьего года жизни. Так же указаны серии конспекто...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...