Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Туманова Наталья Анатольевна

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_v_razvitii_rechi_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Пальчиковые игры

          в развитии речи детей раннего возраста

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается, познает окружающую действительность в наиболее доступной ему форме, одновременно являясь эффективным средством решения педагогических задач. Она создает исключительно благоприятные условия для формирования речи. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Особое значение имеет пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Н. А. Бернштейн отмечал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека» [1, с.165]. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детской речи. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. А именно: выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Сухомлинский считал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми  движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. «Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию речевых зон и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка. Кроме того, манипуляции с пальчиковыми формами – увлекательная игра, радостное общение с взрослым» [2, с.3]. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

Технология пальчиковой гимнастики удачно сочеталась с народным фольклором. С этой целью созданы картотеки пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики.

Создавая развивающую среду, чередуя обучение с играми, игровыми упражнениями, пальчиковой гимнастикой  поддерживается внимание детей, повышается речевая активность, возникает стремление детей к общению.

Пальчиковые игры весьма эмоциональны, занимательны. Это  инсценировка  каких – либо рифмованных строк при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх. Каждая пальчиковая гимнастика проходит весело, дети испытывают радость от общения во время игр.

Самыми популярными  и наиболее простыми для восприятия  детьми раннего возраста  являются «Сорока», «Ладушки», «Коза рогатая».

«Сорока».

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)
Кашу варила
Деток кормила
(загибают пальчики).
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не колол?
- Воду не носил?

- Печку не топил?

«Ладушки».

 - Ладушки, ладушки, Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Простоквашку.

- Кого ругали?

- Машку.

- За что? Про что?

- Не ешь нашу кашку!

- Не пей нашу простоквашку!

Шу-у-у! Полетели,

На головку сели.

«Идет коза рогатая».

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками – топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьёт –

Того забодает, забодает!

Для детей более старшего возраста игры усложняются, но они всегда с радостью воспринимаются малышами.

«Этот пальчик - хочет спать»

Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж  заснул,
Этот пальчик – давно спит,

Тише, тише, не шумите,

Наши пальцы не будите.

Встали пальчики, ура,

В детский сад идти пора.

«Этот пальчик»

 ( Поочерёдно загибаем пальчики).
Этот пальчик – дедушка (поочерёдно загибаем пальчики),
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

«Пальчик-пальчик»

 (Пальцы сжаты в кулачок)

-Пальчик-пальчик,
Где ты был?
 
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
 
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
 
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

«Пальчик – зайчик»

 Пальчик – зайчик,

Пальчик – волк,

Серый волк зубами – щелк,

Пальчик – рыжая лиса,

Лиска, лисонька – краса.

Пальчик – ежик,

Пальчик – мишка,

А кулак похож на шишку.

(поочередно загибать пальцы)

Обучение пальчиковым играм должно идти постепенно. Сначала взрослый демонстрирует игру ребенку, показывая свою увлеченность. Затем постепенно манипулирует пальчиками ребенка. На следующем этапе взрослый проговаривает и показывает, а ребенок повторяет движения и, по возможности, слова. На заключительном этапе ребенок и манипулирует пальцами, руками и произносит рифмованный текст.

В основе речевого  материала пальчиковых игр чаще всего лежит фольклор, который  закладывает основы успешного освоения родного языка, культуры, развития познавательной и двигательной активности.

Используемая литература:

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности – М.: Наука, 1990, 494 стр.

2. Расскажи стихи руками. Составители Т.Ю. Бардышева, Т.Н. Щербакова – М.: Сфера образования, 2016, 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Статья. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлени...

Пальчиковые игры - способ развития речи детей раннего дошкольного возраста.

Pазвитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточн...

"Пальчиковые игры-основа развития речи детей раннего возраста"

Задачи пальчиковых игр в работе с дошкольниками. Рекомендации к проведению пальчиковых игр. Виды пальчиковых игр. Примерный временной план пальчиковой гимнастики....

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста»Издавна родители забавляли малышей играми «Сорока белобока», «Ладушки» и т.д...

Пальчиковые игры - основа развития речи детей раннего возраста

Пальчиковые игры - основа развития речи детей раннего возраста...