«День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори
статья по развитию речи на тему

Зиганшина Гузель Киямутдиновна

Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский  сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

 

       «День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори

                                   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.                                                                                                                                                    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой            мысли», - В. А. Сухомлинский.

 

Целью модернизации дошкольного образования считается достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в общий процесс жизнедеятельности ребенка в ДОО.

Количество детей, обладающих речевыми проблемами, постоянно увеличивается. Стандартизованные способы коррекционной деятельность не всегда дают ожидаемого результата.

На сегодняшний день педагогическая методика Монтессори считается одной из наиболее востребованных и известных среди молодых родителей. Она была разработана в начале ХХ века знаменитым итальянским врачом, философом, педагогом и гуманистом Марией Монтессори, которая, согласно мнению ЮНЕСКО, входит в число четырех педагогов, установивших педагогическое мышление в ХХ веке.

Главной целью занятий считается формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Однако в настоящее время важным становятся также и формирование творческого потенциала ребенка, проявление инициативности в получении знаний. В ребёнке важно сформировать любознательность, способность сопоставлять, анализировать, сравнивать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения этой задачи в практику своей деятельность мы внедряем материалы Монтессори - на индивидуально-коррекционных занятиях. Как уже известно, Монтессори - метод состоит в организации воспитательной работы в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», учитывает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на формирование личности: каждый ребёнок проходит личный индивидуальный путь развития с его способностями, потребностями, системой взаимоотношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори - метода.

Движение пальцев и кистей рук имеют особенное развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на формирование речевой и всей высшей нервной деятельности малыша.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка считается развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Развитие ребенка согласно системе Монтессори предполагает, что дошкольник обучается, прежде всего, играя с предметами. Забавы Монтессори не обязательно какие - то специальные игрушки. Играть можно с любыми предметами: таз, сито, стакан, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Однако, также есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, формочки-вкладыши и другие.

Эта концепция дает возможность достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих способностей.

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы сделаны таким образом, что дошкольник способен сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать свои ошибки.

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Главная идея методики: ребёнок учится легко, не замечая, что учится!

Ребенок, обучаясь по этой методике, становится наиболее уравновешенным, коммуникабельным, дружелюбным, быстрее приспосабливается к незнакомой обстановке, играя, дети приобретают опыт разных социальных контактов и видов деятельности. С одной стороны, дети на занятиях ведут себя неестественно правильно, как специально обученные. Главная задача педагога помочь детям научиться сосредотачиваться на увлекательных для них произведениях. В этом трудном процессе педагог проходит через три этапа. Первый — организация привлекательной для ребёнка и удобной для его деятельность среды. Второй — разрушение той деятельности отдельных детей, которая препятствует продвижению и развитию остальных. На данном сложном этапе педагог демонстрирует ребёнку, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает ребёнку отыскать то, что привлечет его и сможет помочь сосредоточиться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной работе, сконцентрированной на развитие. На третьем этапе педагогу важнее всего не мешать ребёнку, не нарушать его поисков и его работы. Большая часть воздействий воспитателя совершается косвенно, через окружение или с помощью правил, которые он сочиняет вместе с детьми.

Единый тематический план деятельность, сформированный в рамках модели, позволяет реализовать как образовательную, так и коррекционную программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В первую очередь в целом в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой деятельности, обеспечивающей всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями.

Правильная подготовка развивает в ребенке самоорганизацию, проявление инициативы, составление плана. Беседы с ребенком на данном этапе играют значительную роль. Умственное развитие и воспитание требует от воспитателя хорошее понимание особенностей каждого воспитанника. Чтобы исключить занижение или завышение требований, необходимо постепенно усложнять задания. Колоссальное значение имеет познавательно-исследовательская работа в подготовительной группе.

В процессе предметной деятельности у ребенка также формируется крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и формированием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге весьма близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт следует использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и, очень важно при его отставании.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, методика Монтессори позволяет   объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей.

Литература:

1. Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ», Москва, 2007 г.

2.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования от рождения до школы. 3-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2014

3. Конспекты подгрупповых логопедических занятии в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) С 6-7лет. Н.В. Нищева.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева.

5. Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори», Москва, 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ziganshinoy_g.k_sysuevoy_n.v_1.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский  сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

       «День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори

                                   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.                                                                                                                                                    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой            мысли», - В. А. Сухомлинский.

Целью модернизации дошкольного образования считается достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в общий процесс жизнедеятельности ребенка в ДОО.

Количество детей, обладающих речевыми проблемами, постоянно увеличивается. Стандартизованные способы коррекционной деятельность не всегда дают ожидаемого результата.

На сегодняшний день педагогическая методика Монтессори считается одной из наиболее востребованных и известных среди молодых родителей. Она была разработана в начале ХХ века знаменитым итальянским врачом, философом, педагогом и гуманистом Марией Монтессори, которая, согласно мнению ЮНЕСКО, входит в число четырех педагогов, установивших педагогическое мышление в ХХ веке.

Главной целью занятий считается формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Однако в настоящее время важным становятся также и формирование творческого потенциала ребенка, проявление инициативности в получении знаний. В ребёнке важно сформировать любознательность, способность сопоставлять, анализировать, сравнивать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения этой задачи в практику своей деятельность мы внедряем материалы Монтессори - на индивидуально-коррекционных занятиях. Как уже известно, Монтессори - метод состоит в организации воспитательной работы в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», учитывает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на формирование личности: каждый ребёнок проходит личный индивидуальный путь развития с его способностями, потребностями, системой взаимоотношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори - метода.

Движение пальцев и кистей рук имеют особенное развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на формирование речевой и всей высшей нервной деятельности малыша.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка считается развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Развитие ребенка согласно системе Монтессори предполагает, что дошкольник обучается, прежде всего, играя с предметами. Забавы Монтессори не обязательно какие - то специальные игрушки. Играть можно с любыми предметами: таз, сито, стакан, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Однако, также есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, формочки-вкладыши и другие.

Эта концепция дает возможность достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих способностей.

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы сделаны таким образом, что дошкольник способен сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать свои ошибки.

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Главная идея методики: ребёнок учится легко, не замечая, что учится!

Ребенок, обучаясь по этой методике, становится наиболее уравновешенным, коммуникабельным, дружелюбным, быстрее приспосабливается к незнакомой обстановке, играя, дети приобретают опыт разных социальных контактов и видов деятельности. С одной стороны, дети на занятиях ведут себя неестественно правильно, как специально обученные. Главная задача педагога помочь детям научиться сосредотачиваться на увлекательных для них произведениях. В этом трудном процессе педагог проходит через три этапа. Первый — организация привлекательной для ребёнка и удобной для его деятельность среды. Второй — разрушение той деятельности отдельных детей, которая препятствует продвижению и развитию остальных. На данном сложном этапе педагог демонстрирует ребёнку, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает ребёнку отыскать то, что привлечет его и сможет помочь сосредоточиться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной работе, сконцентрированной на развитие. На третьем этапе педагогу важнее всего не мешать ребёнку, не нарушать его поисков и его работы. Большая часть воздействий воспитателя совершается косвенно, через окружение или с помощью правил, которые он сочиняет вместе с детьми.

Единый тематический план деятельность, сформированный в рамках модели, позволяет реализовать как образовательную, так и коррекционную программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В первую очередь в целом в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой деятельности, обеспечивающей всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями.

Правильная подготовка развивает в ребенке самоорганизацию, проявление инициативы, составление плана. Беседы с ребенком на данном этапе играют значительную роль. Умственное развитие и воспитание требует от воспитателя хорошее понимание особенностей каждого воспитанника. Чтобы исключить занижение или завышение требований, необходимо постепенно усложнять задания. Колоссальное значение имеет познавательно-исследовательская работа в подготовительной группе.

В процессе предметной деятельности у ребенка также формируется крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и формированием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге весьма близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт следует использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и, очень важно при его отставании.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, методика Монтессори позволяет   объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей.

Литература:

1. Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ», Москва, 2007 г.

2.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования от рождения до школы. 3-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2014

3. Конспекты подгрупповых логопедических занятии в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) С 6-7лет. Н.В. Нищева.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева.

5. Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори», Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей "Развиваем речь ребенка через игру - сказку"

В этом материале вы найдете игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматического сторя речи и развития связной речи...

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Развиваем речь дошкольников через игру

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продукти...

Методические рекомендации для педагогов по формированию словообразования у дошкольников "День за днем правильно говорим, развиваем речь"

Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой ...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи «Со звуками играем — речь развиваем»

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у д...