Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи «Со звуками играем — речь развиваем»
консультация по развитию речи

Бердюгина Ирина Владимировна

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Распространение опыта работы педагогов.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx29.69 КБ
Office presentation icon seminar-praktikum_po_zkr.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Со звуками играем — речь развиваем»

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Распространение опыта работы педагогов.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

Ход семинара.

1.  Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Со звуками играем – речь развиваем».

2. 

Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

 Сегодняшняя встреча позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми

3.

 Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р

  Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»

     4. 

 Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов. Вспомним задачи на каждой возрастной группе. У вас на столах листы с перечнем всех задач, направленных на формирование звуковой культуры речи. Обведите в кружок, те задачи, которые соответствуют вашей возрастной группе.

Задание командам:

Из предложенных терминов на листочке выбрать только те, которые можно отнести к задачам звуковой культуры речи, соответствующие данному возрасту. (на слайд)

      5.

    Для решения этих задач необходимо создавать определенные условия. Как вы считаете, какие?  (на слайд)

  • Развивающая предметно-пространственная среде
  • Взаимодействие специалистов и педагогов.
  • Информационно - просветительская работа с родителями
  • Взаимодействие педагога с ребенком

       6. 

    Сегодня мы остановимся на некоторых составляющих звуковой культуры речи: (на слайд)

-                   формировании произносительной стороны речи,

-                   развитии речевого слуха

-                   интонационной выразительности речи

7. 

Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.

Как вы заметили, у каждого звука своя артикуляция, т. е своё определённое положение губ, языка. Для того, чтобы ребёнок правильно произносил звуки, необходим подвижный артикуляционный аппарат. Разработку подвижности органов артикуляции целесообразно проводить в игровой форме, в виде сказки, например, о весёлом язычке.

Задание для педагогов:

Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)

     Примеры упражнений.

Для звука с: "Лопаточка", "Почистим нижние зубки", ,  "Горка", «Поем звук И».

Для звука ш: "Чашечка", "Вкусное варенье",

Для звука р:, "Индюк", "Барабанщик"

     Наши рекомендации к этому виду работы:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

   8. 

    Следующее направление в работе по звуковой культуре -  формирование речевого дыхания.

    Речевое дыхание способствует правильному звукопроизношению, четкости, плавности, громкости и выразительности речи.

    В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: длительный, направленный и сильный выдох.

Практическое выполнение дыхательных упражнений:

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- ребенок не должен надувать щеки;

- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.

Задание для педагогов:

Выберите из предложенных материалов игру и покажите ее с коллегам.

Для звука С: "Загнать мяч в ворота"

Для звука Ш: "Фокус"

Для звука Р: "Кто дальше загонит мяч?"

Рекомендации к данному направлению работы:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

9.

Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения

Задание для педагогов:

Игра «Придумай чистоговорку». Педагоги придумывают чистоговорки. (по одной)

Из предложенного  слова придумать чистоговорку для автоматизации вашего звука.

Варианты речевого материала:

  1. Оса.
  2. Малыши.
  3. Гора.

10. 

    Следующее, о чем мы поговорим – это речевой слух.

Составляющими речевого слуха являются: слуховое внимание, фонематический слух

Слуховое внимание — это умение определять на слух то или иное звучание (это могут быть как не речевые звуки, так и речевые)

Фонематический слух – это различение и узнавание фонем.

Развитый фонематический слух является важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.

 Предлагаем немного поиграть.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

        2. Звуко - буквенный анализ слов. (сосиска, шляпа, ручей) (слайд)

      11.

      Неотъемлемой частью работы по воспитанию ЗКР является развитие интонационной выразительности речи.

      Поэтому необходимо организовывать работу с детьми по развитию темпа, ритма, интонации речи.

     Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Задания для педагогов:

1) Расставить правильное ударение в словах:

ТУФЛЯ, ТОРТЫ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, ЗВОНЯТ, СВЕКЛА, ДОГОВОР, НАЧАТЬ, НАЧАЛ, ЩАВЕЛЬ, ОБЛЕГЧИТЬ, БАЛОВАННЫЙ, ИЗБАЛОВАН.

2) Произнесите предложение с разной интонацией (вопросительно, восклицательно, повествовательно):

Предложения:

Для звука Р: Пришла зима с морозами.

Для звука Ш: Саша шапкой шишки сшиб.

Для звука С: Саня и Соня выходят из самолета.

12.  Подведение итогов:

В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Сядьте удобно, закройте глаза.

(проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Проведите ладонями по голове, телу и впитайте в себя всю полезную информацию… А сейчас давайте хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов «Со звуками играем-речь развиваем»

Слайд 2

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей с 1 года 6 месяцев до 3 лет Обучение правильному произношению звуков Обучение воспроизведению звукоподражаний Обучение отчетливому и внятному произнесению слов Развитие слухового восприятия Развитие голосового аппарата, темпа речи Развитие речевого дыхания Укрепление артикуляционного аппарата Развитие речевого слуха

Слайд 3

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей от 3 до 5 лет Обучение правильному произношению звуков Развитие речевого дыхания Развитие артикуляционного и голосового аппарата Развитие речевого слуха Развитие фонематического восприятия Развитие дыхания и интонационных средств выразительности

Слайд 4

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей от 5 до 7 лет Продолжать укреплять артикуляционный аппарат Упражнять в правильном произнесении звуков ( звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов продолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению), учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.

Слайд 5

Условия воспитания звуковой культуры речи у детей Развивающая предметно-пространственная среде Взаимодействие специалистов и педагогов. Информационно - просветительская работа с родителями Взаимодействие педагога с ребенком

Слайд 6

формирование произносительной стороны речи развитие речевого слуха развитие интонационной выразительности речи Основные направления:

Слайд 7

Артикуляционные упражнения

Слайд 8

Артикуляционные упражнения

Слайд 9

Артикуляционные упражнения

Слайд 10

Звуко-буквенный разбор слов сосиска

Слайд 11

шляпа

Слайд 12

ручей

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"

Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Звуковая культура речи – это очень важно»

Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Материалы к семинару-практикуму по теме: "Аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Данный материал представлен в виде таблицы, в которой нашли свое отражение основные направления работы по данному вопросу. Формировать звуковую культуру речи или ЗКР у детей дошкольного возраста можно...