Литературная викторина "В гостях у сказки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Хоменок Надежда Константиновна

Литературная викторина на обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «В гостях у сказки».

Подготовила воспитатель МКДОУ

детского сада «Тополек»

комбинированного вида

Хоменок Надежда Константиновна

высшая квалификационная категория

Цель: Обобщить знания детей о русских народных сказках.

Задачи: - Закрепить знания детей о русских народных сказках;

 - Обогащать словарный запас;

 - Активизировать интонационно – выразительную речь;

 - Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, умение работать в команде.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: А что вы можете мне рассказать о таланте русского народа, как и в чём он проявляется? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, русские мастера делают очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и др; русские люди придумывают разные игры; сочиняют интересные сказки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках. Я хочу посмотреть, как вы знаете русские народные сказки. Мы посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.

Воспитатель помогает детям разделиться на две команды, стараясь их подобрать так, чтобы силы были одинаковыми. Дети выбирают капитанов команд. Команды сидят на стульях друг против друга.

Воспитатель: Каждая команда должна будет придумать себе название. А называться команда может именем героя русской народной сказки, который умел делать чудеса.

(Если дети не смогут сами придумать, воспитатель предлагает им некоторые названия, а они выбирают из них: Иван Царевич, жар – птица, Царевна – лягушка и т.д.)

Воспитатель: Итак, в нашей игре принимают участие две команды: команда Царевна лягушка и команда Жар – птица.

1 –й конкурс: Разминка

 - Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?(Жучка);

 - Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи?(Машенька);

 - У кого избушка была ледяная и в какой сказке?(У лисы, «Заюшкина избушка»)

- Какое животное обнаружило в лесу теремок?(Мышка).

2–й конкурс «Назови сказку»

Воспитатель: Этот конкурс не очень трудный. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. За каждое правильное название вы будете получать по одной фишке. Команда, набравшая больше фишек, получает 2 балла, набравшая меньше – 1 балл. Выкрикивать с места нельзя. Если кто–то из команды будет выкрикивать, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду спрашивать вас по очереди.

(Дети называют не более пяти сказок от каждой команды. После конкурса проводиться подсчёт баллов.)

3–й конкурс «Угадай сказку».

Воспитатель: Сейчас нужно будет отгадать название сказки.

(Воспитатель по очереди загадывает загадки каждой команде.)

1.Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной.

    Он сам того не ведая,

    Несёт её домой. ( «Маша и медведь»)

2.Удивляется народ:

    Едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи! ( «По – щучьему велению»)

3. Красна девица грустна:

    Ей не нравится весна,

    Ей на солнце тяжко!

    Слёзы льёт бедняжка! ( «Снегурочка»)

4. Девочка спит и пока что не знает

    Что в это сказке её ожидает.

    Жаба под утро её украдёт,

    В нору упрячет бессовестный крот. ( «Дюймовочка»)

5. По дороге в лес катился,

    Убежать от всех стремился.

    На свою беду в лесу

    Встретил хитрую лису.

    Не вернулся он домой,

    Был он съеден той лисой. ( «Колобок»)

6. Помогла нам яблонька,

    Помогла нам печка,

    Помогла хорошая,

    Голубая речка.

    Все нам помогали,

    Все нас укрывали.

    К матушке и батюшке

    Мы домой попали.

    Кто унёс братишку?

    Назовите книжку. ( «Гуси – лебеди)

7. Мышка дом себе нашла,

    Мышка добрая была,

    В доме том, в конце концов

    Стало множество жильцов. ( «Теремок»)

8. Ждали маму с молоком,

   А пустили волка в дом,

   Кто же были эти

   Маленькие дети? ( «Волк и семеро козлят»).

4–конкурс «Конкурс капитанов»

Воспитатель: А сейчас у нас конкурс капитанов. У меня в руках по три картинки к двум сказкам –  три картинки к сказке «Гуси – лебеди» и три картинки к сказке «Волк и лиса». Картинки все перепутаны и непонятно, где начало сказки, где середина, где конец. Капитаны должны расставить картинки правильно от начала сказки до её конца.

(Капитаны выполняют задание, затем воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли они это сделали и объявляет победителя.)

5–конкурс «Угадай героя сказки по реплике»

  1. «Высоко сижу – далеко гляжу» (Маша, «Маша и медведь»;
  2. «Я от дедушки ушёл» (Колобок, «Колобок»);
  3. «Слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята, «Волк и семеро козлят»);
  4. «Несёт меня лиса за темные леса» (Петушок, «Кот петух и лиса»);
  5. «Ловись рыбка и мала, и велика» (Волк, «Лисичка –сестричка и серый волк»);
  6. «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку…» (Лиса, «Лисичка со скалочкой»);
  7. «Влезь ко мне в левое ушко, а в правое вылезь – всё будет сработано» (Корова, «Крошечка – Хаврошечка»);
  8. «Не пей братец, козлёночком станешь!» (Алёнушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка);
  9. «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Мороз, «Морозко»);
  10. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?» (Алёнушка, «Гуси – лебеди»).

5–й конкурс «Путаница»

Воспитатель: Помогите нам, ребята, распутать название сказки. Слушайте внимательно:

  1. «Суп из топора»;
  2. «По – заячьему велению»;
  3. «Лиса и цапля»;
  4. «Волк и семеро ягнят»;
  5. «Мальчик с ладошку»;
  6. «Сивка – Мурка»
  7. «Утки лебеди»;
  8. «Лисичка с кастрюлькой»;
  9. «Царевна индюшка»;
  10. «Заюшкин домик»;
  11. «Даша и медведь»;
  12. «Петушок Ряба».

6–й конкурс «Покажи сказку»

Воспитатель: А сейчас командам нужно будет показать драматизацию отрывка какой–нибудь сказки.

(Сказка «Гуси – лебеди».Девочка обращается к яблоньке, чтобы узнать о своём братце; Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».Волк подходит к лисе и просит угостить его рыбой, а лиса учит волка, как эту рыбу поймать.)

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина «В гостях у сказки». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки русских народных сказок. А сейчас поведение итогов нашей викторины. (дети награждаются шоколадными медальками). 

   

 
 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"

Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам.  Рекомендовано в качестве показательного заня...

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект НОД в средней группе литературная викторина"Путешествие по сказкам" К. И. Чуковского.

Конспект Нод в средней группе литературная викторина " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Карахановой А.А. МДОУ " Детский сад комбинированного вида №39" г. Саратова...

Литературная викторина "Наши любимые сказки»

Педагог проводит занимательные конкурсы с детьми по сказкам...

Конспект литературной викторины с инсценировкой сказки «Три медведя» по произведениям Л.Н.Толстого для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с творчеством Л.Н Толстого.Обогащение духовного мира детей через тетрализованную деятельность,воспитание любви и уважения к творчеству писателя...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

Литературная  викторина«Путешествие по сказкам  дедушки Корнея»Цель: *познакомить детей  со  сказками К.И. Чуковского.*воспитать любовь к героям сказки*развивать память, внима...