Консультация "Учим с ребёнком стихи"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Решнова Наталья Петровна

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области

Консультация для родителей на тему:

«Зачем и как учить стихи»

 (2 младшая группа).

 

               

                                                                 Подготовила:

 воспитатель 1 категории

Решнова Наталья Петровна

                                                   

                Зачем и как учить стихи.

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире.

 Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение:

Кот Василий, где ты был?

Я мышей ловить ходил.

Почему же ты в сметане?

Потому что был в чулане.

Кто его автор?

Или такой пример:

Мама спит, она устала.

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Кто его автор?

Или такой пример:

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саксонская, то очень хорошо. Если нет—  на это нужно обратить внимание. Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка?

С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста.

O:\3.png

     

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?

Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки - потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов (с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал). Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Например, стихотворение  Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…» (текст стихотворения — картинка - зрительная опора):

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой. 

             http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/mishka1.jpg

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками:

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальнос- тью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2.   Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

 3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация (обыгрывание стихотворения).

 Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим.

O:\1.jpg

O:\2.jpg

Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.

Алексей Крылов

КОТ ВАСИЛИЙ
- Кот Василий, где ты был?
- Я мышей ловить ходил...
- Почему же ты в сметане?
- Потому что был в чулане...
- Долго ль был там?
- Полчаса...
- Ну и что там?
- Колбаса...
- А откуда же сметана?
Отвечай-ка без обмана,
Расскажи нам поскорей,
Как ты там ловил мышей.
- Там сидел я возле кваса...
Нюхал жареное мясо,
Только глянул на творог -
Вижу - мышка на порог!
Я - за мышкой по чулану
И наткнулся на сметану,
Зацепился за мешок,
Опрокинулся горшок,
На меня упало
Сало...
- Где же мышка?
- Убежала...

O:\1.jpg

ЛЕВ
Как рисунок ни раскрашен -
На рисунке лев не страшен:
Можно смело с ним играть,
Вместе кушать,
Вместе спать...
Можно книжку взять под мышку -
С этим львом пойти гулять!
А вот если б лев такой

Появился здесь живой -
С настоящими зубами
И с горящими глазами...
И такого льва кругом 
Обвести карандашом
Да попробовать
Резинкой
Потереть еще потом, -
Он бы тут как заревел...
Он бы - все,  И книжку б съел!  

                               O:\3.jpg                                     

                                                                    Елена  Благинина                                                                                                      Мама спит, она устала…                                                                                                                                       Мама спит, она устала… 
Ну, и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу.
                                                                                                                                 Не шумят мои игрушки, 
Тихо в комнате пустой … 
А по маминой подушке 
Луч крадется золотой.
                                                                                                       И сказала я лучу: 
- Я тоже двигаться хочу. 
Я бы многого хотела – 
Вслух читать 
И мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать.
                                Да мало ль я чего хочу! 
Но мама спит, и я молчу. 
Луч метнулся по стене, 
А потом скользнул ко мне. 
-Ничего, — шепнул он будто, — 
Посидим и в тишине …

Вот какая мама!»
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка —
Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.                                                                                                                        Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила —
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!                                                                                                              

                                                                                Нина  Саконская                                                                                                                                                              Где мой пальчик? 
Маша варежку надела.                                                                                                                                   -Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь.

Здравствуй пальчик!

Как живёшь?

Разговор о маме

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.

 

Консультация для родителей:

 «Что и как читать ребенку дома»

Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

А.П. Чехов

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

·  Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

·  Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

·   Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта , жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

·  Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

·  Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.

·  Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

·   Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как учить с ребёнком стихи?"

Вряд ли кто-то из взрослых не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ч...

Как учить с ребёнком стихи?

Очень актуален на сегодняшний день вопрос для родителей о том, как учить с ребёнком стихотворение, как его заинтересоватьесли он не хочет и зачем вообще учить стихи? Что нужно сделать, чтобы в результ...

Консультация для родителей «Зачем ребёнку стихи? Как правильно читать их детям»

Самый верный способ развить память - разучивать стихи с детьми. Чем больше стишков знает малыш, тем выше в будущем будет его общий уровень культуры – по крайней мере, так утверждают многие психо...

Памятка для родителей дошкольников "Как учить с ребёнком стихи?"

Как правильно учить с детьми стихи? Постараемся  ответить на этот вопрос....

Консультация для родителей на тему :"Зачем учить с ребёнком стихи?"

Консультация для родителей на тему :"Зачем учить с ребёнком стихи?"...