Развитие связной речи детей по восприятию игрушки
консультация по развитию речи на тему

Злобина Ирина Григорьевна

Успешность обучения и воспитания в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_po_vospriyatiyu_igrushki.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский

структурное подразделение детский сад «Петушок»

«Развитие связной речи детей

по восприятию

(игрушки)»

учитель-логопед:

Злобина Ирина Григорьевна

пос. Сургут 

Успешность обучения и воспитания в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Сегодня мы будем вести разговор о развитии связной речи детей по восприятию (игрушки) в каждой возрастной группе.

        Игра - это ведущая деятельность детей в детском саду, поэтому большое значение отводится игрушке, т.к. через нее ребенок начинает свою деятельность от самого рождения и она становится его другом.

        Опора на визуальный образ важна и обязательна, т.к. если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не будет понимать этого текста.

        В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки. Занятия с игрушками носят творческий характер. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

        С детьми самого раннего возраста, в отличие от старшего, подробное рассматривание игрушки проводится заранее, до занятия, только после этого начинается работа по описанию, но по самым простейшим вопросам педагога. (Слайд №1, слайд №2)

        С детьми младшего дошкольного возраста занятия т. ж. проходят в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. (Слайд №3)

(Мишка…, а этот… Послушайте рассказ про этих друзей...  А сейчас вы мне расскажите про любого из этих медвежат..)

Воспитатель помогает, задавая вопросы. Исходя из приведенного примера видно, что рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов обязательно включает в себя решение лексических и грамматических задач, дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связные высказывания.

Таким образом, описание игрушки т. ж. начинается с тщательно продуманных вопросов педагога. Отвечая на вопросы, дети обращают внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя), и переход к составлению рассказа становится естественным. Рассказ воспитателя является образцом. (Слайд №4)

В средней группе дети плавно подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В методике обучения рассказыванию усиливается опора на активизацию словаря: воспитатель задает больше вопросов, касающихся внешнего вида, качеств игрушки, действий  с нею, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает (про собачку, кошечку…) кроме того, что назвали другие дети.

Во 2 половине года дети начинают составлять рассказы по плану, предложенному педагогом (Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть…) В этом возрасте, по-прежнему, достаточно широко используется рассказ-образец воспитателя. (Слайд №5, слайд №6)

В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны – составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. Когда дети в достаточной степени овладеют умением составлять сюжетные рассказы, воспитатель может не давать полностью образец, а только намечать сюжетную линию. (набор игрушек - сейчас будем составлять рассказать об этих игрушках.. Например, девочка пошла в лес, а кого она там встретила и, что произошло дальше, вы расскажете сами..) Полезно предложить детям рассказать сказку об игрушках дома родителям или устроить инсценировку для малышей второй младшей группы. (Слайд №7)

В подготовительной к школе группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, и намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация. (Слайд №8)

Работа по развитию связной речи детей достаточно сложный процесс, который проводится не только по восприятию игрушек, но и по различным другим направлениям, который требует особого внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраст...