Проект в подготовительной группе детского сада. «Народная тряпичная кукла»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Клесун Татьяна Викторовна

Задачи:
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
- Учить детей изготовлять кукол своими руками
- Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
- Воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.
- Создание мини – музея народной тряпичной куклы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_detskogo_sada.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе детского сада. «Народная тряпичная кукла»

оберег

Проект в подготовительной группе детского сада. «Народная тряпичная кукла»

Авторы: Клесун Т.В., Шульгина О.В. воспитатели ГБОУ Школа 384 ДО №2
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель 2017-2018г.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.


Задачи:
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
- Учить детей изготовлять кукол своими руками
- Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
- Воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.
- Создание мини – музея народной тряпичной куклы.


Проблема: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических

ценностей русского народа.

Узнали мы из старины

Про промысел народный,

И с мамой увидали мы,

Насколько все духовно.

Пестрит узорами лоскут

Так радостно для глаз,

Мелькнет цветок то там, то тут,

Задумка есть у нас:

Здесь уголок, там уголок,

Завяжем ловкий узелок,

И кукла завиднелась …

Все так,  как нам хотелось.

Она нам будет оберег.

В дому достаток сохранит,

Семью от злобы защитит.

Конечно, вам всем нравится

Тряпичная красавица!

         Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла

почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла -  неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка.

Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

В стародавние времена кукла  сопровождала человека на протяжении всей

жизни: встречала новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена,

принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребёнок познавал себя и мир.

 С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки "родится" настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребёнок будет обращаться со своим "творением", он никогда не бросит её на пол, у него не возникнет желания "распотрошить" её затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам её сотворил.

Но куклы – это больше, чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды.

Актуальность

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Подготовительный этап:

  • Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
  • Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
  • Изготовление воспитателем образцов народных кукол;
  • Подбор тканей и бросового материала;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Привлечение родителей к сбору тканей и бросового материала ( ткань, нитки, ленты, крупы, зола и.д.)
  • Подготовка консультаций для родителей « Роль куклы в воспитании дошкольников», «История народной куклы».
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно – творческую деятельность;

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской  деятельности: игровую, познавательно–исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат:

  • Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
  • Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
  • Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
  • Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

    План реализации проекта. I этап:

1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы.

2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации. II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой ( игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3. ООД «Кукла оберег»

4.ООД «Народная кукла»
5.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами 
6.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
7.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
8. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»
9. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»

10. Мастер-класс для педагогов и родителей «Народная тряпичная кукла «Хороводница"

11.ООД  Изготовление с детьми игровой куклы «Зайчик на пальчик»
12. Изготовление воспитателем тряпичных кукол.
13. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
14. Консультация для родителей «Роль куклы в нравственном воспитании детей»


План реализации проекта. III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Литература
1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
3.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"

Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...

Сценарий презентации трехязычного проекта в подготовительной группе детского сада «Food around the world»

Итоговая презентация трехязычного долгосрочного творческо-познавательного проекта в подготовительной группе «Food around the world».  Данный сценарий написан по мотивам произведений А.Усачева....

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Образовательный проект В подготовительной группе детского сада на тему «День народного единства».

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. Воспитание отношения к Родине начина...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой «Желанница»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №5 г.Выборга»   Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «...