Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой «Желанница»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанова Наталья Николаевна

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №5 г.Выборга»

 

 

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

«Знакомство с народной тряпичной куклой «Желанница»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Степанова Наталья Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Выборг 2021

Пояснительная записка

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Современных детей необходимо знакомить с  культурой своих предков. Ведь знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Русская народная кукла является неотъемлемой частью русской культуры, она сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего его народа.

Занятие по данной теме «Знакомство с народной тряпичной куклой «Желанница»» помогает формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к  культуре и традициям.

Данный конспект представлен в рамках систематической  работы с воспитанниками подготовительной группы.

 

Цель: Познакомить детей с историей русской тряпичной куклы «Желанница».

 

Задачи:

- Актуализировать знания детей о русской народной кукле «Желанница»;

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- Развивать мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узлов);

- Развивать коммуникативные навыки детей;

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к  культуре и традициям;

- Воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие;

 

Оборудование: сундучок с русскими народными куклами (Пеленашка, Зайчик на пальчик, Здравушка, Желанница), схемы для игры «Бусы», бусинки (цветные кружочки), украшения для куклы (крупные цветные бусинки, нитки «Ирис»), музыкальное сопровождение.

 

Предварительная работа: Беседа о народных куклах, рассматривание русских народных кукол, обучение простейшим приёмам работы с тканью для изготовления кукол – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание узелков, прослушивание русской народной музыки.

 

I.Вводная часть.

– Здравствуйте, девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

– Здравствуйте, ребята-молодцы.

Озорные удальцы!

(Приветствие сопровождается русской народной музыкой).

 

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключик нашла,

В этот терем вошла,

Сундучок  взяла…

 

-Ребята, хотите узнать, что в моём сундучке находится?

Тогда давайте присядем.

-Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету расскажу, будет интересно!

- А в сундучке моём куклы народные. А теперь посмотрите на этих кукол. Надеюсь, вы их узнаете.

Сундучок открывается и первая кукла появляется. Узнали её? Это – Пеленашка. Что она вам напоминает? Почему её так назвали? (Ответы детей). Раньше на Руси кукла Пеленашка везде сопровождала малыша. Когда шли на прогулку, то на ребёнка всегда вешали эту куклу. На эту куклу любой человек обращал внимание раньше, чем на ребенка. Таким образом, считали, что плохая энергия не доходила до ребенка, а доставалась кукле.

- Следующая игрушка покажется, если вы отгадаете загадку.

По полю скачет — ушки прячет,

Встанет столбом — ушки торчком.

(Заяц)

- Как называется эта игрушка? (Зайчик на пальчик). Для кого её и зачем крутили? (Ответы детей)

- А вот еще одна игрушка. Она не из ткани, а из льняных ниток. Вот она. Это - кукла Здравушка. А об этой кукле, что вы знаете? (Ответы детей).

 

II. Основная часть

- Из сундучка еще одна игрушка к нам спешит. Посмотрите на нее, какая она красивая да нарядная. А украшена куколка ленточками. да бусинами.  

Кажется, с ней мы еще не знакомы. А вы хотите с ней познакомиться, да узнать о ней, почему она так выглядит. Ну тогда слушайте да запоминайте. Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту или желание, поэтому кукла так и называлась - «Желанница». Это особая кукла, она помогала исполнять желание. Но желание должно быть одно, самое-самое заветное, самое важное. А прежде чем желание куколке прошептать, нужно было ей подарок подарить. Бусинку, ленточку красивую повязать и желание прошептать. Поэтому наша куколка такая нарядная.

III. Физкультминутка.

А тут в сундучке ещё что-то есть. Давайте отгадаем, во что мы поиграем. На что похожа эта схема? На бусы, а вот и бусинки.

 

Раз, два, три , четыре, пять приглашаю поиграть.

Кукла бусы надевала

И нечаянно порвала.

Вот беда, беда, беда!

Кто поможет ей тогда.

Вы, детишки, помогите,

Бусы кукле соберите.

 

IV. Практическая часть

(Сопровождается фоновой русской народной музыкой)

А у вас есть заветное желание? Предлагаю его куколке прошептать. Но сначала нужно для нее подарок сделать. Давайте пройдем к столам, выберем для куклы украшение- бусинку, какая вам понравится. Помните, что желание одно – самое заветное и бусинка должна быть одна.

Чтобы бусинка не убежала с ниточки, как в нашей игре, её нужно крепко узелком привязать. А затем прикрепить к куколке, да желание прошептать.

 

V. Рефлексия.

(Фоном хороводная музыка)

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

А чтобы желание сбылось, мы скажем куколке волшебные слова: «Куколка Желанница, желанье исполняй, жить счастливо помогай».

 

Вы мне правду расскажите, ничего не утаите. Понравилось ли вам занятие?

 А что вам понравилось больше всего?

С какой куклой вы сегодня познакомились?

Предлагаю куколку Желанницу в наш музей пригласить, чтоб жила поживала, да желания исполняла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"

Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе «Знакомство с улицей»

Конспект по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группы. «Знакомство с фруктами»

Методическая разработка для педагогов младшей  группы.Должность и место работы: воспитатель, ГБДОУ№57 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург. Конспект  непрерывной образовательно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с применением развивающих технологий на тему "Знакомство с лесом"

Расширять представления детей  о разнообразии растительного мира. Дать знания  о видовом  разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления  о том, что ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информац...