Картотека " Дидактические игры для развития связной речи"
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Каратаева Елена Викторовна

Научить ребёнка говорить полными предложениями, уметь составлять мини- рассказы, рассказывать с помощью мнемотаблиц и мнемосхем, помогут  дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_svyazn_rech.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Дидактические игры для развития связной речи»

 «ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. 
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. 
 

«КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. 
Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: 
зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; 
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; 
 

«Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ»
(По рассказу Н. Носова «На горке») 
Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. 
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи. 
Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел). 
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией). 
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег). 
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали, в

 

«ОШИБКА»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. 
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: 
—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? 
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? 
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать? 
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать? 

 

«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. 
Оборудование. Флажки, значки. 

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков. 
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия. 
я, любимая, дорогая, весёлая, грустная. 
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный. 
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный. 

Игра«Теремок».
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В. Я -  утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и  у меня,  для них нужен стол и  т.д.  Дети по цепочке находят общие признаки.
 

Игра "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

 Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

 

 Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. 

 

Придумываем рассказ.

 Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. 
Например: 
"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. 
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К"можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. 
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. 
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

 

 Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

 

 Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами. 
Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

 

 Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. 
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

 

 Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово. 
Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово. 
Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

 

 Путешествие.

 Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию.

- Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия". 
 Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

 

 Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

 

Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.
Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.
Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.
Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".
Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.
Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий: 
Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … - 
много …

 

 Снежный ком
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.
Варианты игры:

 

 "Собираемся в дорогу"
Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

 "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"
Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.

 "Накрываем на стол"
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

 "Собираемся на прогулку"
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т.д.

 Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета.  
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

 

 "Похожие слова" - синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.
Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). 
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

 

 Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.
Б. Заходер
(из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед 
(Тирлим-бом-бом), 
И снег идет 
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге! 
Но только вот 
(Тирлим-бом-бом), 
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом), 
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка.
(В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы! 
Есть у чайника носик, однако нет головы. 
Есть ушко у иголки, но не слышит оно, 
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. 
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек, 
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног. 
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, 
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. 
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка, 
По полю, ног не имея, лениво бежит река. 
Есть у расчески зубы, но есть не может она, 
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна. 
Есть рукава у потока, хоть поток не одет, 
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.

Носы.
(А. Усачев)

Есть носы у журавлей, 
Есть носы у кораблей, 
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха, 
У Носухи нос до уха. 
А огромный Носорог 
Вместо носа носит рог. 
Нос у лешего сучком, 
А у свинки - пятачком. 
Но и свинка и матрос 
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет.
(М. Яснов)

Семен портфель несет в руке, 
Павлуша - двойку в дневнике. 
Сережа сел на пароход - 
Морскую вахту он несет. 
Андрюша ходит в силачах - 
Рюкзак несет он на плечах. 
Задиру Мишу Петр побил - 
Несет потери Михаил. 
Степан не закрывает рот: 
Он чепуху весь день несет!

Часы. 
(В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

 Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:
сахар сладкий, а перец ...,
дорога широкая, а тропинка ...,
пластилин мягкий, а камень ...,
чай горячий, а мороженое ...,
кисель густой, а морс ...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги ...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... 
Днем светло, а ночью...

Другой вариант:
Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно естьсырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".

А вот прощальная игра... 
Нам книгу 
Закрывать пора; 
Мы все надеемся, 
Что с ней 
Ты стал 
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК, 
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, 
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию связной речи.

В данной картотеке подобраны игры по развитию речи для развития связной речи....

Картотека дидактических игр на развитие связной речи

Подобраны игры на развитие связной речи детей, в которые можно играть в режимные моменты...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи для детей младшего возраста

В картотеке размещены дидактические игры по развитию связной речи...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Картотека. " Дидактические игры по формированию связной речи у старших дошкольников"

Эти игры  позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют словарь и коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарног...

Картотека «Дидактические игры для развития связной речи»

Картотека «Дидактические игры для развития связной речи»...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...