ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Асеева Ольга Николаевна

консультация для педагогов

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКjd

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста являетсястановление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной целипредполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средствомобщения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьмиразного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владениеязыком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника впроцессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольногообразования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средствомобщения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитиезвуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;знакомство с книжнойкультурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детскойлитературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте».

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможностипосредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой,познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется наособые условия ситуации, в которой протекает деятельность.Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает еестановлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всехвозрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматическиправильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрастуформах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно изависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения,культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта итворческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех довосьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. Вобразовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательныхситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой,природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задачпознавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множествообразовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач:научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задаватьвопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученныесведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрыеприветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как ярада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Какхорошо, что мы встретились» и др.);О.М.Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игроваяобучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иноеконкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровыхобучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

А.Г.Арушанова предлагает как форму речевого развития детей – сценарииактивизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая формавключает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки,драматизации, обследование предметов и др.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающаяспонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенныхречевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). Ситуации общениямогут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными,описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чащевсего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности ииспользует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитиекоммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умениисоотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно втой или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому,кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании приприветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться,чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнятьдетей в использовании форм жестового приветствия) .

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своихмногообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических ипознавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут бытьигры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов,придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии исоставлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи»(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей»(упражнение в использовании средств языковой выразительности).Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучениядошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный навзаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность подостижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие»возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеютнаправленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождаетсякнига» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детскиекниги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитиерегуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебныезадачи,доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель:освоение этикета убеждения и спора) .

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей квступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.Апредлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» идр.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоитьразнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основныхправил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическоевзаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение»,«Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонокмаме на работу», «Бюро добрых услуг».

Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевогоразвития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книгисамоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды,календарь событий и др..

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательныхучреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии,сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиковлего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детямпридумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказыванияосуществляя данное превращение. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, вкоторых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того илииного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшемузапоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказываетохотнее, придумывает разные истории и т. д.Данное использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству:во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложитьдетям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагогможет разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений сцелью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению,формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которойу детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементовдостаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте,коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь нанепроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность,совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригируетповедение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессеконструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразныеформы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком ивыполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог,выполняют родители с ребенком.

Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации,любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детскойсовместности,- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативнойкомпетентности детей».

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речидошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,выступая помощникам по отношению к кому-то,- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые ипрактические задания,- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместнойобразовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативноепревосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnye_formy.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста являетсястановление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной целипредполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средствомобщения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьмиразного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владениеязыком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника впроцессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольногообразования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средствомобщения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитиезвуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;знакомство с книжнойкультурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детскойлитературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте».

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможностипосредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой,познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется наособые условия ситуации, в которой протекает деятельность.Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает еестановлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всехвозрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматическиправильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрастуформах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно изависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения,культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта итворческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех довосьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. Вобразовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательныхситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой,природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задачпознавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множествообразовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач:научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задаватьвопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученныесведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрыеприветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как ярада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Какхорошо, что мы встретились» и др.);О.М.Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игроваяобучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иноеконкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровыхобучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

А.Г.Арушанова предлагает как форму речевого развития детей – сценарииактивизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая формавключает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки,драматизации, обследование предметов и др.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающаяспонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенныхречевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). Ситуации общениямогут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными,описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чащевсего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности ииспользует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитиекоммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умениисоотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно втой или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому,кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании приприветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться,чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнятьдетей в использовании форм жестового приветствия) .

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своихмногообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических ипознавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут бытьигры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов,придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии исоставлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи»(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей»(упражнение в использовании средств языковой выразительности).Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучениядошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный навзаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность подостижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие»возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеютнаправленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождаетсякнига» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детскиекниги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитиерегуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебныезадачи,доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель:освоение этикета убеждения и спора) .

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей квступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.Апредлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» идр.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоитьразнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основныхправил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическоевзаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение»,«Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонокмаме на работу», «Бюро добрых услуг».

Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевогоразвития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книгисамоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды,календарь событий и др..

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательныхучреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии,сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиковлего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детямпридумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказыванияосуществляя данное превращение. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, вкоторых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того илииного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшемузапоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказываетохотнее, придумывает разные истории и т. д.Данное использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству:во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложитьдетям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагогможет разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений сцелью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению,формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которойу детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементовдостаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте,коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь нанепроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность,совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригируетповедение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессеконструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразныеформы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком ивыполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог,выполняют родители с ребенком.

Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации,любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детскойсовместности,- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативнойкомпетентности детей».

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речидошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,выступая помощникам по отношению к кому-то,- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые ипрактические задания,- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместнойобразовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативноепревосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...

Выступление на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При...

Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной реч...