Беседа третья Кафе «Бродячая собака» и «Бродячий щенок»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Высоцкая Юлия Владимировна

Цель – осветить краеведческий аспект избранной темы, познакомив детей с арт-кафе «Бродячая собака» и «Бродячий щенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_brodyachiy_shchenok.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа третья

Кафе «Бродячая собака» и «Бродячий щенок»

Цель – осветить краеведческий аспект избранной темы.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомство с детскими стихами К. Бальмонта;

Развивающие:

- развивать умение слушать стихи, отвечать на вопросы по тексту;

- совершенствовать коммуникативные умения.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к поэзии и к животным.

Оборудование – игрушечные Фея и Волк; материалы для проведения игр и конкурсов.

Здравствуйте, дети! Сегодня с нами снова поэтическая Фея из книжки К. Бальмонта «Фейные сказки». Пришла она к нам не одна, а с приятелем – серым Волком.

Давайте внимательно послушаем стихотворение Бальмонта «Волк Феи»:

Странный Волк у этой Феи.

Я спросил его: Ты злой? –

Он лизнул цветок лилеи,

И мотнул мне головой.

Это прежде, мол, случалось,

В старине былых годов.

Злость моя тогда встречалась

С Красной Шапочкой лесов.

Но, когда Охотник рьяный

Распорол мне мой живот,

Вдруг исчезли все обманы,

Всё пошло наоборот.

Стал я кроткий, стал я мирный,

Здесь при Фее состою,

На балах, под рокот лирный,

Подвываю и пою.

В животе же, плотно сшитом,

Не убитые теперь.

Я кормлюсь травой и житом,

Я хоть Волк, но я не зверь. –

Так прошамкал Волк мне серый,

И в амбар с овсом залез. –

Я ж, дивясь ему без меры,

Поскорей в дремучий лес.

Может, там другой найдётся

Серый Волк и злющий Волк.

Порох праздника дождётся,

И курок ружейный — щёлк.

А уж этот Волк, лилейный,

Лирный, мирный, и с овсом,

Пусть он будет в сказке фейной,

И на ты с дворовым псом.

– Как вы думаете, из какой сказки необычный Волк пришел в это стихотворение Бальмонта? («Красная шапочка») Почему вы так решили?

– Что значит «На ты с дворовым псом»? Как понять выражение «быть на ты» с кем-нибудь? (Быть на ты – общаться запросто, дружить накоротке.)

– Скажите, а на кого же похож поведением и нравом этот необычный Волк — друг Феи? (На собаку.) Почему? (Он добрый и верно служит своей хозяйке.)

А я вам сейчас расскажу одну историю про Бальмонта и необычную собаку.

История арт-кафе

 Давным-давно, уже больше ста лет назад, в Санкт-Петербурге в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года при одном художественном театре был торжественно открыт подвал-кафе с названием «Бродячая собака». Открытие «Бродячей собаки» стало заметным событием в театральной и художественной жизни нашего города.

К открытию подвала поэт Всеволод Князев сочинил шуточный «Собачий гимн», положенный на музыку пианистом и композитором В. А. Шписом фон Эшенбруком:

Во втором дворе подвал,

В нем — приют собачий.

Каждый, кто сюда попал –

Просто пёс бродячий.

Но в том гордость, но в том честь,

Чтобы в тот подвал залезть!

Гав!

В подвал нужно было спускаться по узкой крутой лестнице под навесом, которую освещал красный фонарь. Сначала посетители попадали в крошечную гардеробную, дверь из неё вела в основной зал. Здесь висел большой деревянный обод, увитый виноградной лозой, с электрическими лампочками, которым был придан внешний вид огарков догорающих свечей. Напротив входа – большой камин, справа от входа – небольшая сценическая площадка, рядом с ней – рояль. При входе в зал (главную комнату со сценой) стояла конторка, и на ней лежала большая «Свиная книга», в ней посетители писали свои автографы, поэты – экспромты, художники – зарисовки.

В «Бродячей собаке» собирались актёры, поэты, артисты балета, музыканты, устраивались исполнительские вечера с разработанной программой. Один из первых таких вечеров правление решило посвятить 25-летию поэтической деятельности К. Д. Бальмонта, который был частым гостем этого заведения и очень его любил.

В годы войны в подвал было встроено бомбоубежище, которое совершенно изменило исторический облик творческого арт-кафе. Но в 2001 году удалось возродить старую традицию, привести всё в порядок и снова открыть (и даже несколько расширить!) это историческое творческое пространство.

История эта оказалась столь увлекательной и заразительной, что у «Бродячей собаки» стали появляться свои «детки» в разных городах страны [1]. Одним из первых детское литературное кафе «Бродячий щенок» появилось на родине поэта в школе № 2 города Шуи Ивановской области, бывшей мужской гимназии, где начинал учиться Бальмонт [2, .с. 62]. Сейчас школа № 2 с гордостью носит его имя. Здесь с 1993 года проводится детский фестиваль поэзии «Солнечный эльф» (по имени персонажа стихотворений Бальмонта). Этот праздник света, слова и музыки всегда приходит в середине марта, т. к. именно в эти дни в 1917 году поэт в последний раз посетил Шую. День открытия фестиваля считается Днём гимназии, поэтому для учащихся школ города проводятся гимназические уроки словесности, истории, иностранного языка, музыки. В завершение большой и насыщенной программы все стремятся занять места в литературном кафе «Бродячий щенок», где бывает очень весело: звучат стихи, песни, разыгрываются театры-экспромты, проводятся «щенячьи» конкурсы.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем! Попробуем представить себя гостями этого артистического и поэтического кафе.

Игра «Вороны и собачка»

Цель: учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу; упражнять в ориентировании.

Материал: игрушечная собака, эмблемы ворон.

Ход игры: детям раздают эмблемы, собаку сажают в сторонке. Воспитатель произносит слова:

Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны:

«Кар – кар – кар! Кар – кар – кар! »

Дети изображают птиц, каркают. Воспитатель берёт игрушку:

Тут собачка прибежала, и ворон всех распугала:

«Гав – гав – гав! Гав – гав – гав! »

Дети-вороны разбегаются.

Конкурс на самое доброе (милое, забавное, смешное) имя для щенка.

Детям предлагают подобрать имя для щенка (можно из предыдущей игры, можно для нескольких щенков, различных по внешнему облику).

Игра в рифмы

Придумать рифму к слову «щенок» (венок, сынок…), «кость» (горсть, гость…). Может быть, у кого-то получится сочинить двустишие или четверостишие с некоторыми из подобранных рифм.

Задание «Раскрась щенка» (вариант: «Укрась щенка»)

В первом варианте детям предлагается раскрасить нарисованных щенков, во втором – подрисовать изображённому на картинке щенку различные украшения (бантики, пряжки, воротнички и пр.)

Задание-игра «Опиши щенка»

Для выполнения задания используются только что подготовленные картинки. Желающим предлагается описать изображённого на картинке щенка: какой он породы, чем отличается внешне, какого нрава, какое имя ему подходит.

Так вот с какими собачками дружит добрый Волк нашей Феи! Давайте и ему придумаем имя, ребята, чтобы вежливо попрощаться с ним и с нашей любимой Феей!

(Дети придумывают имя для Волка и прощаются: «До свидания, Фея и Филя (Дружок, Белолапый, Лилейный и др.) До новых встреч!)

Примечания:

1. О клубах и кафе под названием «Бродячий щенок» см: Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.oreol-info.ru/item/istoriya-sozdaniya-detskogo-literaturno-tvorcheskogo-kluba-brodyachiie-shenok-v-slancevskoie-gorodskoie-biblioteke.html,

http://www.kmkmuzey.ru/index.php/vmuzey,

http://www.вестникбалтийска.рф/index.php/obraz-zhizni-2/tvorchestvo/1712-qbrodyachij-shchenokq-prinimaet-gostej.

2. С. Ю. Хромова. От петербургской «Бродячей собаки» к шуйскому «Бродячему щенку» // «Солнечная пряжа»: научно-популярный и литературно-художественный альманах. Шуя, 1912. Вып. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что рассказать ребенку о бродячих собаках?"

Памятка для родителей "Что рассказать ребенку о бродячих собаках?"...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «ОТ ПЕТЕРБУРГСКОЙ „БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ“ К ШУЙСКОМУ „БРОДЯЧЕМУ ЩЕНКУ“»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dej...

Памятка для родителей "Что рассказать ребенку о бродячих собаках?"

Прямая обязанность родителей – научить ребенка правильно вести себя при встрече с бродячей собакой....

Консультация для родителей "Что рассказать ребенку о бродячих собаках?"

Прямая обязанность родителей – научить ребенка правильно вести себя при встрече с бродячей собакой. В представленной консультации содержится материал для родителей - как правильно  и что ра...

Памятки, буклеты, бродячие собаки.

бродячие собаки, буть здоров...

ПАМЯТКА для родителей " ОСТОРОЖНО – БРОДЯЧИЕ СОБАКИ!!!"

hellip;Собака - лучший друг человека,  Нет преданней животного, чем собака&helli...

Как вести себя при встрече с бродячей собакой

Как вести себя при встрече с бродячей собакой...