Доклад на тему: «Речь ребенка и возможности ее развития»
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Сухомлинова Ольга Александровна

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:

- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- становление речи как основы мыслительных процессов и превращение в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- формирование звуковой культуры речи;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- обучение рассказыванию, связной речи;

- развитие выразительной речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitatelya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Речь ребенка и возможности ее развития»

                                                                                    Воспитатель:

Сухомлинова О.А.

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:

- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- становление речи как основы мыслительных процессов и превращение в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- формирование звуковой культуры речи;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- обучение рассказыванию, связной речи;

- развитие выразительной речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.

А несвоевременно исправленный речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Необходимо целенаправленное обучение детей в области коммуникации, тем самым развивая интерес у детей к познанию родного языка.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения и нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.2. Дети, которые говорят отдельными словами.3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребёнком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам.

Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребёнок запомнит несколько загадок — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление.

Нужно, проговаривая с ребёнком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребёнка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т.д. Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и весёлыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки. Мыльные пузыри.

Кто дольше? В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку. Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

Голоса животных. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

Угадай животное. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит. Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Повтори за мной. Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка? Способствует развитию речи, внимания. Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться. Яблоко и груша—это овощи? Ложка и тарелка—это посуда? Ромашка и одуванчик—это деревья?

У меня зазвонил телефон. Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.

Чем заняться? Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц). Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает). Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки. Способствует развитию речи, воображения. Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду. (стакан). Потом поменяйтесь ролями.

Больше слов. Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова. Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть, кто? Способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имён существительных. Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа—слон, то мама—слониха, а их ребенок—слонёнок и т. д.

Скороговорки. Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Главное—не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему были интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

Течёт речка, печёт печка. У ежа—ежата, у ужа—ужата. У редьки и репки корни крепки. У четырёх черепашек по четыре черепашонка. На дворе трава, на траве дрова. Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щёчки, нос. От топота копыт пыль по полю летит. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

«Подбери слово»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий)

- человек (вежливый, умный, открытый, сердечный, сообразительный)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий)

- дождь (холодный, грибной, моросящий, сильный)

- луна (яркая, растущая)

- солнце (яркое, теплое, желтое)

Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни. Отправляясь с ребенком на прогулку, вы можете:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, в какую одежду вы одеты, какое сейчас время года;

- в холодное время покормите птиц, понаблюдайте за их поведением и повадками;

- можно поискать приметы времени года;

Загадывайте детям загадки по сказкам:

Из муки он был печен,

На окошке был стужен,

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

Нашла однажды мышка,

Совсем пустой домишка.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя просила мать,

Никому не открывать,

Но открыли двери дети,

Обманул зубастый зверь,

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил,

Но пришли ему на помощь,

Все, кого он попросил. (Репка)

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! (Айболит)

Уважаемые родители, благодарю Вас за внимание. Надеюсь, что наши рекомендации Вам пригодятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ"

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Речь воспитателя- основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к  культуре речи воспитателя"....

Выступление на педсовете на тему "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей"

В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошко...

Доклад по теме: «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада».

Доклад по теме:  «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада»....

Статья на тему: Речь воспитателя- главная задача в развитии речи ребенка.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Дети, подражая окружающим перенимают не только все тонкостипроизношения, но и несовершенства речи....

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...