Доклад на тему: "Речь детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Речь детей младшего дошкольного возраста»
С первыми словами ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи ребенка. В возрасте от 1-3-х лет – появляется внимание к артикуляции окружающих, ребенок много повторяет слов за говорящими и сам произносит слова, часто путая звуки, переставляя их местами, искажая. Идет бурное развитие словарного запаса. В 3 года ребенок знает около 1000 слов. И продолжает увеличиваться словарный запас и к 6-ти годам он достигает уже 4000 слов. В 4 года в речи ребенка есть простые и сложные предложения, а в 5 лет высказывания детей напоминают короткий рассказ. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. У ребенка постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры, т.е. контекстная речь. Развитие речи детей не имеют строгих и четких границ.
Для своевременного и правильного процесса речевого развития детей, необходимы определенные условия:
Психическое и соматическое здоровье ребенка;
Нормальные умственные способности;
Нормальный слух и зрение;
Достаточная психическая активность;
Потребность в речевом общении;
Наличие полноценного речевого окружения.
Разговор с первых дней жизни ребенка. Это первое и очень важное условие развития речи малыша. Любое общение с ребенком должно сопровождаться речью. Большое значение в этот период имеет речь мамы, которая воспринимается как особенно действенная.
Сочетание семейного и социального воспитания являются наиболее благоприятным условием восприятия и развития речи детей младшего возраста. Влияет на развитие речи пребывание в детском коллективе, где можно поделиться своими впечатлениями и найти соответствующее понимание его речи, что, безусловно, мобилизует ребенка на её дальнейшее развитие. Это своеобразное саморазвитие. Ребенку, для успешного развития речи, важно не только слышать взрослого, но и видеть его лицо, с которого они как бы считывают речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
Рассказывание. Этот прием развития речи очень нравится детям. Использовать надо доступные для понимания сказки, стихи, которые для лучшего восприятия рекомендуется читать наизусть. Рассказчик и ребенок должны видеть лицо друг друга.
Рассматривание картинок. Это очень хороший прием для развития речи. Речь при рассматривании картинок делается более наглядной и доступной для понимания.
Игра. Она относится к одному из лучших средств развития речи и мышления детей. Доставляя ребенку удовольствие и радость, игра стимулирует активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность.
Обыгрывание игрушек. Прием помогает развитию речи и мышления маленьких детей. Ребенку дают игрушки для самостоятельной игры и показывают, как в них играть. Подобные игры, сопровождаемые речью, превращаются в маленькие спектакли, не только занимающие ребенка, но и много дающие для его развития.
Выразительное чтение и пение. Интересный способ развития детской речи, особенно если сопровождается музыкой. Ребенок успешно запоминает стихи и песенки, а потом сам читает стихи и поет.
Чтение книг – прекрасный способ развития речи и мышления детей, который им очень нравится. Подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, как бы читать её. Понравившуюся книжку дети запоминают наизусть.
Ознакомление с окружающим миром, безусловно, способствует развитию речи и мышления детей. Малышам надо не только показывать, но и рассказывать о том, что их окружает, вести с ними беседу о том, что они увидели.
Развитие мелкой моторики. Это важный фактор развития речи, формирование которой начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Электрофизиологические исследования установили, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Был разработан метод для определения уровня развития речи маленьких детей. Если ребенок мог изолированно показать сначала один пальчик, потом второй – это говорящие дети. Пока движения пальцев не будут свободными, развитие речи и мышления затруднительны. Если у ребенка уровень развития мелкой моторики высокий, он умеет логически рассуждать, имеет хорошо развитую память, внимание, связную речь.
Правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при известном положении артикуляционных органов, через которые должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Воздух предназначен для дыхания, значит, ребенок должен научиться одновременно, дышать и говорить. Это непросто сделать маленькому ребенку и на помощь должен прийти человек с профессиональными знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Этот материал подскажет молодым специалистам с чего начать развивать связную речь в младшем возрасте....

Доклад «Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста».
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фа...

Доклад на тему: « Обучение детей младшего дошкольного возраста подвижным играм».
Ознакомление детей с подвижными играми. Советы,рекомендации воспитателям младших групп из личного опыта....

Доклад "Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста"
Данный доклад направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...
Презентация-доклад по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Удивительная сенсорика"
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства с...

