Доклад «Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Мехоношина Ирина Ивановна

 

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Доклад

«Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста».

    Театр – одно из самых эмоциональных средств, формирующих вкус детей.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Задачи, которые мы ставим в работе с нашими детьми.

1.Содават необходимые условия для проведения театрально – игровой деятельности.

2.Развивать умение следить за развитием действия в драматических и кукольных спектаклях.

3. Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол настольного театра.

4. Формировать умение передавать мимикой, жестом, позой, движением основные эмоции.  

5.Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить своё.

     Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в игре имеет коллективный характер, что создаёт благоприятное условие для развития чувств партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно то лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность, застенчивость.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

  Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

 Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесённое в форме сценок, игр – драматизаций, создаёт атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.

Благодаря такой форме работы общения с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращённую к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).

Эта деятельность детей может быть организованна в утренние и вечерние часы; представление частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей(это осуществляет индивидуальный подход к ребёнку, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по разному в зависимости от содержания занятий). В зоне театрализованной деятельности у нас имеются разные виды кукольного театра:

- теневой театр                              

- вязаный театр

-конусный

- на палочках «гопит»

-пальчиковый

- театр масок

- настольный

- театр из ложек

- плоскостной

- театр на стаканчиках

- кукольный

- театр на варежке

- театр на коробках

- театр топотушек

-а также разнообразный природный и бросовый материал, костюмы для ряженья.

Для ребёнка персонаж кукольного театра – это прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребёнок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы, пересказать содержание сказки. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют с удовольствием. Но для многих других  детей выйти на сцену – серьёзное испытание и наша задача помочь ребёнку освоиться на сцене, научиться брать на себя игровую роль.

Каждый воспитатель должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок.

В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей  в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.

    Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:

-содержательность и разнообразие тематики;

-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

-сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации  театрализованной игры.

Каждый сценарий подобран, воспитатель продумывает, какой вид театра подойдёт детям данного возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное  - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки  и драматизации); каждый ребёнок играет свою роль. В других дети действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Театрализованная игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, дедушки и бабушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театрализованной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в постановках.

   Привлекая родителей к играм, подчёркивая успехи ребёнка можно способствовать возрождению семейной традиции устройство домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно : советовать родителям использовать опыт  артистической и театральной деятельности ребёнка приобретённой им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребёнка, он чувствует свою значимость в семье.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

Презентация дидактической игры в младшей группе на тему: «Умные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра.Название: «Мишки – шалунишки».Цель:1.Стимулировать умственную активность, формировать умение пользоваться приемами математического мышления :сравнения, обобщения, классификация. Вып...

Консультация для родителей и детей "Особенности организации жизни детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет" и мастер-класс "Путешествие в математическую страну"

25.03.2017 в ГБОУ Школе №809  пройдет "День открытых дверей" по  теме "Давайте познакомимся!" в средней группе №2. Консультация  "Особенности организации жизни ...

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...