Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа) на тему

Соболева Анастасия Владимировна

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогического воздействия фольклора нельзя не признавать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      

             детский сад комбинированного вида №11 «Теремок»

                   Консультация для родителей

                                      на тему:

            «Воспитательная и развивающая роль

 русских народных попевок и потешек в жизни детей

                младшего  дошкольного  возраста».

                                 Составила: Соболева Анастасия Владимировна,

                                                                   музыкальный руководитель.

                                       

                                      П.г.т.Псебай 2013г.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности.  Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

 Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит нравственное развитие ребёнка.  Ранний и дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.                                                                                                                                  

Наблюдая в группе за детьми раннего возраста часто можно заметить, что дети совершенно не могут играть вместе, у них уже присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся,  толкаются,  забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженого не спешат. Нравственные качества у многих отсутствуют. Как  же научить малышей  жить дружно, быть добрыми,  отзывчивыми, справедливыми, милосердными. 

Познакомившись с литературой  о нравственном воспитании можно сделать вывод, что нравственные качества личности  развиваются с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью.                                                                                                  

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

   Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

   А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник,  побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

 Черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе.                                   Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.                                                                                                                                                          

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

       Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: "У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой".

       Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

         Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

         Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Используются потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

        Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

 В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

        В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.                                                Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать  ритмичность и плавность речи, ее  выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.

Самых маленьких детей потешки обучают в процессе увлекательной игры с взрослым. Это именно слово взрослого дает команду, а малышам нужно под эту команду сделать какие-то действия, жесты. К примеру, рассмотрим известную потешку  »ладушки».  Как только взрослый скажет  слово «ладушки», ребенок должен хлопнуть в ладоши, а когда взрослый говорит «на головку сели -малыш должен положить ручки на головку. Со временем  ребенок будет постепенно овладевать речью и уже сам себе будет давать команды.

              Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

      В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

         Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

        В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

        Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

      Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

        Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.

Библиографический список:

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.

3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.

4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.

6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования....

Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально моделирующая содержание егодуховного и физического развития....

Консультация для родителейна тему:"Патриотическое воспитание детей"

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

Консультация для родителейна тему "Как научить ребёнка делиться?"

В процессе взросления каждый ребенок проходит через череду кризисов, и первый подстерегает родителей в возрасте 2-3лет. Здесь ярко проявляется детский эгоизм, а любимые слова в этот период: «мое...