Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
    консультация на тему

    Терехова Наталья Анатольевна

    В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_07.10.2016.docx649.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад комбинированного вида "Буратино" г.Тарко-Сале

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Тема: Приобщение дошкольников

     к русской народной культуре

     в процессе ознакомления с фольклором

                                                         

                                                          Подготовила:

                                                          Воспитатель подготовительной группы №3  Терехова Н.А.

    2016 год

     «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета , достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать  о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».                                          Д.С. Лихачев

          В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.

          Фольклор – основа воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. В фольклоре есть всё, слово, музыка, изначально заложенные для всех. Они являются средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.

                Сила слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, передающиеся из уст в уста. Власть слова и музыки, звукоряд и беспорядок звуков, простота и доходчивость слога, ритм и рифма дают первый опыт, решающую закладку звуковой информации.

            Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.   В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

                Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями.    Патриотическая тема - это –исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.

          В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновление содержания образования и воспитания детей, предложены  направления работы:

    1.      Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
    2.       Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
    3.       Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека  во всей их целостности и многообразии.
    4.       Очень важно ознакомить детей с народной, декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

            Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

         Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

    Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

    Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

    Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

    Приобщение к русской народной культуре в процессе подготовки к спектаклю.

    Театральная деятельность позволяет активно знакомить детей с народным творчеством: литературным, музыкальным, изобразительным. Театр синтезируя в себе многие виды искусств дает огромные возможности в...

    Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

    Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

    Приобщение к русской народной культуре в системе народного образования

    Данная статья посвящена знакомству детей с русским народным творчеством. В ней рассмотрены следующие вопросы:Ценность использования народного творчества в развитии ребенкаСредства и механизмы при...

    Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

    Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...