Консультация для родителей " Работа по преодолению затруднений у детей в процессе их приобщения к русской народной культуре".
консультация

Помигуева Валентина Сергеевна
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_preodoleniyu_zatrudneniy.docx258.02 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по преодолению затруднений у детей в процессе их приобщения к русской народной культуре.

Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим развитие познавательного интереса у детей. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку.

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни будущего поколения, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждого ребенка и влияет на весь уклад жизни и общества.

Приобщаясь к народным традициям у детей развивается чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

В приобщении к русским народным традициям можно выделить несколько приоритетных направлений:

1.  Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование познавательных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны иметь национальную направленность. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Конечно, хорошо увидеть  старинные предметы быта, игрушки, наряды на мультимедийном устройстве или в книжках, но другое дело, когда дети потрогают, возьмут в руки, понюхают, увидят  воочию, чем пользовались их предки, во что одевались.

2.  Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры.

3.Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Русский народный фольклор – это сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.  В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям.  Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Русские народные подвижные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие.

4.  Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

5.  Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Дети  с удовольствием  играют в русские народные игры. До наших дней дошло множество русских народных игр, передаваемые из поколения в поколение. В нашем детском саду русские народные игры включены в уроки физического воспитания детей, они просты и общедоступны. В них каждый из детей может найти себе активную роль по силам и способностям.

 Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...