Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сага Зульфия Равиловна

     Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором

Воспитатель   Сага Зульфия Равиловна

ПЛАН

Введение.

  1. Теоретическая часть.

1)Фольклор – как  часть национальной культуры.

2)Анализ современных программ по приобщению детей к народной культуре.

3) Фольклор – как средство формирования нравственных качеств и патриотизма.

4) Приоритетные направления в работе

5) Игра как метод народной педагогики

  1. Практическая часть

  1. Констатирующий эксперимент
  2. Формирующий эксперимент
  3. Контрольный эксперимент
  4. Выводы
  1. Приложение

  1. Библиография

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.

       Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа.

       Работая по теме : «Приобщение детей к русской народной культуре» считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры. Воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и ,в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

     Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к народной культуре через ознакомление с фольклором.

Предмет исследования:  содержание и основные жанры фольклора, используемые на занятиях.

       Задачи исследования:

  1.       Провести теоретический анализ состояния проблемы ознакомления дошкольников с русской культурой.
  2. Провести отбор методов и приемов, являющихся наиболее эффективными для ознакомления дошкольников с русской культурой.
  3. Подобрать музыкальный и литературный материал для ознакомления дошкольников с русской культурой.
  4. Составить перспективный план факультативных занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой.

1.Теоретическая часть.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета , достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать  о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».                                          Д.С. Лихачев

Урбанизация, индустриализация, компьютеризация, информационный бум и т.д. – все перечисленное вытесняет представление о прошлом. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные народные костюмы, своеобразие орнаментов. Ведь бережное отношение к прошлому – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Неслучайно русский историк и писатель Н. М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия. Деятельности. Скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

      -Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.

      В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.

      Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.   В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

      Фольклор – основа воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. В фольклоре есть всё, слово, музыка, изначально заложенные для всех. Они являются средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.

      В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли котором в дошкольном воспитании говорила Е.И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений».

      Сила слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, передающиеся из уст в уста. Власть слова и музыки, звукоряд и беспорядок звуков, простота и доходчивость слога, ритм и рифма дают первый опыт, решающую закладку звуковой информации.

      В далеких от городов селах и деревнях не было школ, не было библиотек и театров. Поэтому казалось, что сельский люд не обладает духовными и художественными ценностями. Но гений народа создал свою культуру – самобытную и неповторимую. Именно он оказался создателем и хранителем подлинных, истинных ценностей: языка, поэзии, музыки.

      Много ценных указаний о применении устного народного творчества мы находим в научных работах Е.Н. Водовозовой,  Е.А. Флериной,  А.П. Усовой, М.М. Кониной. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и времени, остерегаться искусственности звучания его.

Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, соединяющее в себе словесное и музыкальное, театральное и художественное искусство. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.

      Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства.           А.С. Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка»

      Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.

      Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения  вдохновлены любовью к Родине, стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.

      Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Состав жанров русского  фольклора включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть  былины и частушки.

      Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.  

      Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; онотражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течении ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.

      Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями.    Патриотическая тема - это –сторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.

      В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновление содержания образования и воспитания детей. Появилось несколько новых программ»Развитие», «Детство» и тд. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Однако ни в новых комплексных программах ни в одной из парциальных, проблема нравственно патриотического сознания практически совсем не затрагивается.

      Типовая Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1986) имеет раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носит на себе явный отпечаток идеологической направленности, и от этого он как бы сам собой выпал из работы. Типовая программа также предусматривала приобщение младших дошкольников к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, игрушке-забаве). Малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками , сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской. Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

       Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны, так как в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу селу)» или «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители,  воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

      А как донести до понимания детей – горжан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, предусмотренная Типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.

     Эти пробелы с успехом решает Образовательная программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы Князева О.Л.,  Маханева М.Д. Институт педагогических инноваций РАО Москва),  которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, помогает последовательно знакомить дошкольников с явлениями природы, растительным и животным миром, особенностями ежедневного крестьянского труда, народными обрядами и праздниками. Программа является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

      Что такое патриотизм? Какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитывать в детях? Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя  все условия жизни: территорию, климат, природу. Историческая, нравственная, рассовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию, что в свою очередь пораждает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

      Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и у ребенка пробудить чувство любвт к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В качестве основных средств воспитания надо использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, народные художественные промыслы.  Именно они раскрывали содержание воспитания и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

      Нет таких народов, которое не использовали бы в воспитании детей определенной совокупности запретов: «не убий», «не лги», «не воруй», «не желай чужого» и т.д.  Помимо заповедей-запретов, народная педагогика большое место отводила заповедям – целям воспитания и обучения. Ведущей из которых является воспитание человека – патриота. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, красной нитью проходят практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы. Эта идея выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлениях своей Родины,осуждениях предательства, трусости.

      Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью. Примером могут служить герои сказок, борющихся с различными чудовищами за свободу и счастье своего народа. Былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – защитники границы Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: «Чириканье родного воробья дороже песни чужого соловья», «Родная сторона – мать, чужая мачеха», «На чужой стороне и весна не красна».

      Но не только патриотизм является важнейшим условием воспитания ребенка. Это воспитание доброты и любви к людям, воспитании трудолюбия, уважительного отношения к старому и малому.

      Общий труд, взаимная поддержка и помощь должны стать нравственны- ми нормами воспитания ребенка сегодня.

      Исходя из вышеизложенного, в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» выбраны следующие направления работы:

  1.      Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2.       Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3.       Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдениянепосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека  во всей их целостности и многообразии.
  4.       Очень важно ознакомить детей с народной, декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Образовательная цель программы: развитие личностной культуры дошкольника средствами приобщения ко всем видам национального искусства – от  архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

      Необходимость обращения к истокам  народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

      Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

2. Практическая часть

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

     Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора. В  основу моей работы с детьми положена программа государственного образца «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л. Князева, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, Москва и М.Д, Маханева, заведующая ДОУ №117, Н.Новгород.

               Данная программа решает следующие задачи:

  •    Создание условий для становления гражданских позиций личности.
  •     Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
  • Включение ребенка в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает его положительный опыт.

     На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.

     В основу обучения положены педагогические принципы:

  1.  Гуманизация обучения,стоящая на том,  что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
  2. Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
  3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
  4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, эстетического совершенствования.
  5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей.

     Работа осуществляется в согласии основными дидактическими принципами педагогики: учёта склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

     Целью моей работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора ребенка.

В программе предусмотрены различные виды деятельности:  игра, беседа, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание  основ народного танца, театрализация игровых песен,  работа над выразительностью речи, изготовление масок, проведение народных праздников, посещение выставок, музеев.

                          Обучение строится по направлениям:

  1. Факультативные занятия (Знакомство с народно-обрядовой культурой России)
  2. Музыкальные занятия
  3. Занятия по хореографии.
  4. Занятия по изобразительной деятельности.

Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.

Возрастные особенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним из любимейших и основных видов деятельности. И этим стараюсь умело пользоваться, игры включены в каждое занятие курса.

  1. Словесные игры.
  2. Подвижные игры
  3. Игры с пением и движением.
  4. Творческие задания как метод развития песенного,  музыкально-игрового творчества.

Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся  с малыми жанрами народного творчества.

Игровая деятельность  на занятии позволяет  решать следующие задачи:

  • Развитие творч еской индивидуальности
  • Эмоциональное развитие
  • Воспитание эстетических, патриотических чувств
  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие духовной сферы
  • Развитие самостоятельности, физическое развитие

В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексован- ностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Для  проведения эксперимента я решила отобрать в группу большинство именно таких детей и проводить с ними дополнительные факультативные занятия с обязательными игровыми элементами.

               Детям были заданы вопросы:

  1. Как называется наша страна?
  2. Что ты знаешь о своем городе (селе)?
  3. Что ты знаешь о русском доме?
  4. Что ты знаешь о семье?
  5. Какие русские народные сказки ты знаешь?
  6. Чем занимались русские люди в далеком прошлом?
  7. Какую носили одежду?
  8. Умение узнавать героев сказок в произведениях изобразительного искусства
  9. Какие народные игры знаешь?
  10. Какие народные праздники знакомы?
  11. Какие народные росписи и промыслы ты знаешь?

В течении опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а некоторые вопросы ответы давались однозначные.

Знания детей поверхностны. Для того, чтобы систематизировать, обогатить и разнообразить знания детей была проведена работа:

  •  по музыкальному воспитанию (со всеми детьми);
  • по хореографии (со всеми детьми);
  • по художественному творчеству, т.е рисованию и аппликации (со всеми детьми);
  • народные праздники и развлечения (со всеми детьми);
  • факультативные занятия (экспериментальная группа)

                       КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний и содержание у детей экспериментальной и контрольной групп.

          Проанализировав тесты и понаблюдав за детьми, я выбрала детей и  объединила их в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу включены те дети , которые в тесте набрали меньше всего баллов по вопросам.  В контрольную группу вошли дети с большим колличеством баллов. Эти дети более активные, внимательные.

В экспериментальную группу вошли:

    1.                                                        6.

    2                                                         7.

    3.                                                         8.

    9.                                                        10

В контрольную группу вошли:

  1.                                                      6.
  2.                                                      7.
  3.                                                      8.
  4.                                                      9.
  5.                                                     10

По данным тестированием мною была составлена диагностическая карта, как экспериментальной, так и контрольной групп. Знания сообщенные детьми распределились по критериям 6 высокий, средний, низкий.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

     - использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

    - знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

     - знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях  изобразительного искусства и художественного творчества

     - знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

     - умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

     - знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

     - иметт представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) использует их элементы в своих работах.

     - имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.

     - умеет отличать орхитектурные сооружения Древней Руси от современных построек.

Средний уровень.

     - знает потешки,прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

     - знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

     - знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

     - знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

     - знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

     - различает росписи Хохлома, Дымка, Гжель

     - имеет практические умения по работе с тестом, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу

Низкий уровень.

      - знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

     - знает народные приметы

     - знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

     - знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

     - различает Хохлому и Дымку

     - имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью

                                         С Х Е М А   А (по кругу)

С детьми экспериментальной группы я спланировала проводить факультативные занятия по знакомству с народно- обрядовой культурой русского народа.

                                     ФОРМИРУЮЩИЙ   ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: Повысить у детей уровень знаний  о русской народной культуре через систему факультативных занятий, добиться большей активности и познавательного интереса с помощью игровых приемов.

     Для достижения цели формирующего эксперимента с  детьми экспериментальной группы проводились факультативные занятия:

- по программе народного земледельческого календаря

- занятия по темам:

  1. Крестьянский дом или из истории кухни
  2. Народная игрушка. Народный костюм
  3. Орудия труда и предметы быта
  4. Музыка
  5. Народное искусство

Во всех видах занятий используется устное народное творчество : сказки, былины, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.

      Перспективный план занятий на 1 квартал.

      Я вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Я искала ответы на вопросы6 «Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств,  придавали своеобразии музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовывать себя в игровых действиях.

      На занятиях, где используется устное народное творчество, через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-эстетические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам занятий подбирали пословицы, поговорки. Придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.

      При  знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют заклички, приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

      Эта творческая деятельность нашла свое отражение в таких  занятиях как «Потешки и др.». Знакомство  детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во время праздника «Осенние посиделки».

      После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили»  с собой во время колядования. Разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Святки». Готовясь к Масленице, дети изготавливали чучело масленицы, затем сжигали его на костре.

      Готовясь к «Деревенским  посиделкам», ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, скороговорки, мальчики показывали своё мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.

      Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания,  сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в  оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение  робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

                    О народных праздниках хочется сказать отдельно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.

      Источниками стресса служат негативные мысли и чувства Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть на празднике для детей – это ещё одна возможность расслабиться. Праздник – неосознанные надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа и он нужен детям,  как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. И ещё дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.

     Цели праздника:

  •    Создать зону психологического комфорта
  •    Развить творческие способности детей
  •    Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности
  •    Приобщить к народным традициям

      Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников  происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно  вовлекаются  в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

                             КОНТРОЛЬНЫЙ    ЭКСПЕРИМЕНТ

      Цель:   проанализировать результаты и проверить эффективность проведенных мероприятий. Выявить количественный и качественный результат.

      Как оказалось, проведенная работа повлияла на повышение уровня развития и воспитания всех детей экспериментальной группы, но в разной степени. По результатам контрольного тестирования я выявила, что  у №3 уровень знаний и навыков повысился с низкого на средний. Только у № 8 он остался на прежнем уровне.

          КАРТА   СХЕМА

     С детьми контрольной группы я не проводила факультативных занятий, но общие занятия по расписанию детского сада (музыкальные, хореографические и по художественному творчеству), подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили  детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх.

            КАРТА   СХЕМА

          Выводы.

     Материал  на котором построена программа глубоко традиционен.  Это эмоционально-целостное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического  осмысления мира – через фольклор.

      В ходе тестирования был выявлен недостаточный уровень знаний по данной теме, в связи с тем, что не было систематической работы. Мало использовались такие методы как:  беседы,  чтение фольклорных произведений, объяснения, рассказы, наглядности, инсценизации, экскурсии. Проведенная работа показала свою высокую практическую значимость. Работа должна  проводиться  со всеми детьми с использованием различных методов. Она помогает дошкольникам раскрыть  свои творческие  способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость,  любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка.

                                          БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Батурин Г.И.  Кузина Г.Ф.   «Народная педагогика в воспитании дошкольников»
  2. «Бабушкины уроки», (под  редакцией  Шпикаловой Т.Я) Москва; «Владос»2001г.
  3. Бударина Т.А.   Корепанова О.Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санк-Петербург, «Детство-Пресс»
  4. Ботякова О.А.  Голякова Л.Ф. и др. «Российский этнографический музей – детям», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»
  5. Власова М.А. «Русские суеверия» (энциклопедический словарь), Санкт-Петербург
  6. Глушко Е., Медведев Ю., «Словарь славянской мифологии», Н.Новгород
  7. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т.Я.
  8. Корифский А.А.  «Народная Русь», Самара, «Просвещение»
  9. Князева О.Л.  Махалева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  10. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество»
  11. Науменко Г.М. «Народная мудрость и знание о ребенке» «Центролитграф» 2001г.
  12. Науменко Г.М. «Хоровод круглый год»
  13. Науменко Г.М. Гори солнце ярче»
  14. Новицкая М.Ю. Науменко Г.М.  «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть»
  15. Некрылова А.Ф. «Круглый год» (народный земледельческий календарь) Челябинск 1996
  16. Шмаков С.  «Нетрадиционные праздники», М. «Новая школа»
  17. Журналы «Дошкольное воспитание» 1990-2012г

                   «Обруч»   1997-2010

  1. Газета  «Дошкольное образование», Москва   «Пресса-1»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"

Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором

В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"

Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...