Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Кольцова Светлана Анатольевна

Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме: "Во поле березка стояла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор»

        

Актуальность

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы « загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знание ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям  

Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатели его способности и таланта . Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • беседы;
  • привлечение родителей к пополнению развивающей среды;
  • продуктивная деятельность;
  • рассматривание иллюстраций;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  •  народные подвижные игры;
  •  игры – драматизации;
  •  пальчиковые игры;
  • использование потешек в режимных моментах (во время еды, подъёма, умывания, одевания);
  • хороводные игры.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Во поле березка стояла”

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.
  2. Познакомить детей с деревом, ставшим символом России.
  3. Расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.
  4. Развивать познавательный интерес у детей.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.

Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке, рассматривание иллюстраций, картин; чтение и заучивание потешек, закличек; разучивание хоровода "Береза"; прослушивание музыкальных произведений.

Оборудование: Презентация “Люблю березку русскую!”, муляж березки, платочки, магнитофон, музыкальные произведения, корзинка, листья березки из цветного картона.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети выходят под русскую народную музыку. Встречает воспитатель в костюме девицы.

Приветствие “Здравствуйте” 
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое, 
Здравствуй, вольный ветерок, 
Здравствуй, беленький снежок! 
Здравствуйте, гости дорогие. 
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки 
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Загадка:

Русская красавица, 
Стоит на поляне. 
В зеленой кофточке, 
В белом сарафане.

Слайд 1 “Русская березка”

Звучит песня на слова М. Матусовского “С чего начинается Родина...”

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни ... Кто скажет, о чём эта песня? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, эта песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад...)

Воспитатель:

Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Детский сад, твои друзья, - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой ты идешь.

Рассматривание березы. Дети останавливаются у муляжа березы. Слайд 3“Березы”

Воспитатель:

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки
 (кланяется).
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березка,
Трава шелковая.

Воспитатель раздаёт детям красивые платочки

Танец с платочками. В конце танца дети украшают березку платочками.

Рассказ о русской березке

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке.

Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины твоей.

Демонстрация картин с изображением березок.

Слайд 4 “Картины с изображением русских берез”

Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах.

Прекрасна береза в разное время года. Слайд 5 “Березы в разное время года”:

Осенью – в золотом убранстве,

Зимой – сверкающая в ажурном инее,

Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы

Летом – длиннокосая, кудрявая

Хороводы у березы

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Слайд 6 “Хороводы”

К нам сюда скорее просим, 
Приходи, честной народ.
Ныне русские березки 
Затевают хоровод.
Хоровод наш заводи!
Ножкой топнем от души!
Как ребята хороши!
Хоровод, хоровод!
Веселись честной народ!

Хоровод “Мы вокруг берёзки хороводом встали” Слова А.Малининой. Музыка Рустамова.

Воспитатель: Спасибо тебе, берёзка, что дала нам хоровод поводить! Низкий тебе поклон! Кланяются в пояс.

Игра “Ветерок” Слайд 7“Листья”

Воспитатель: Ребята, где можно встретить, увидеть березу?

(В лесу, на поляне, около дома, в парке...)

Представим, что мы оказались в березовой роще. Посмотрите, сколько листьев осыпалось с деревьев. Давайте с вами поиграем.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку отнеси.

Дети под музыку собирают листья в корзинку.

Воспитатель: О белоствольной русской красавице – березе сложено много стихов и песен (дети читают стихи).

Рассказ о русских угодьях. Послушайте еще одну загадку про березку: 

Стоит дерево, цветом белое, 
А в нем четыре угодья. 
А что это за угодья, хотите знать? (ответ детей)

Послушаем внимательно, что о них нам сама березка расскажет. Слайд 8 “Угодья - помощь людям”.

Воспитатель:

  • Первое угодье - больным на здоровье. (показывает веник) Березовым веником парятся в бане, корой - лечат язвы, а настоем листьев - ожоги. (показывает древесный уголь) Березовый уголь - принимают при отравлении, а почки березы используют, как противовоспалительное средство.
  • Второе угодье - от тьмы свет (показывает березовую лучину) Березовая лучина горит ярче всех.
  • Третье угодье - дряхлым пеленание (показывает кору березы) Корой березы связывают битые горшки.
  • Четвертое угодье этот колодец - березовый сок, который пьют при ангине, малокровии, а также для укрепления организма.

Аппликация “Русская березка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать “ маленькими художниками”.

(дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)слайд 9

Итог: О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о березе?

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Я в России родился!
Я в России живу!
Потому и березку
От души я люблю!

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • консультации: «Использование фольклора в развитии ребёнка»,
  • «Народные игры и игрушки как средство воспитания детей»;
  • презентации;
  • создан альбом «Фольклор. Устное народное творчество»;
  • совместные с родителями фольклорные праздники;
  • мастер классы по изготовлению народных игрушек;

выпущен буклет для родителей «Фольклор. Устное народное творчество»

ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ:

  • консультация для молодых специалистов «Использование фольклора в детском саду»;
  • круглый стол с педагогами «Целесообразность ознакомления детей с русской народной игрушкой»;
  • деловая игра «Знатоки русского фольклора»;
  • презентация «Использование фольклора в режимных моментах работы детского сада».

ВЫВОД:

  • расширяются детские представления об окружающем мире;
  • формируются первоначальные знания о культуре своего народа;
  • речь детей становится более яркой, выразительной и эмоциональной;
  • обогащается лексический запас новыми словами, выражениями.

Список литературы.

Методические пособия: «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш; «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А.И. Иванова; «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» Н.В. Микляева, Т.С. Мишина и др. интернетресурсы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с“ руководствуясь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Парциальная Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"

Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

Методическая разработка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Живи в веках моя Россия!»

Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,познанием человека и Отечества.Чтобы в детский ум и сердце входилакрасота настоящего человека,величие и ни с че...