Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
учебно-методический материал по теме

Музафярова Лариса Гаязовна

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavl.-2.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного педагогического опыта

Музафяровой Ларисы Гаязовны, воспитателя МБДОУ

«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» на тему

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Актуальность и перспективность опыта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,  задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство находит большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

В дошкольных учреждениях представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.Многие педагоги, опрометчиво считают, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Не используют потешки, поговорки, пословицы, недооценивают присказки, заклички, народные игры, плохо знают их наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре русского народа и развивать их национальное самосознание.Это и побудило меня вести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале устного народного творчества, культуры, традиций.

В чём же эффективность и целесообразность опыта?

Во - первых, работа проводится поэтапно.

Постепенно вводятся усложнения, учитываются возрастные особенности;

Во - вторых, поэтапная работа позволяет определить уровень развития познавательной активности, творческих способностей детей;

Главный показатель эффективности работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре-это данные диагностического обследования детей, которые свидетельствуют о положительной динамике.

 В чём заключается инновационность моего опыта?                                Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что приобщение дошкольников к русской культуре через фольклор осуществляется не периодически, а  систематически и поэтапно.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для организациисистематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через использование всех видов фольклора.

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам русской культуры я начала со сбора соответствующих материалов и пособий, создания предметно-развивающей среды в группе. Организовала фотовыставку декоративно-прикладного искусства в мини-музее, создала картотеку всех видов фольклора. В библиотеке создала раздел «Народная декоративная роспись».

Знакомясь с устным народным творчеством, дети имеют представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Участвуя в народных праздниках, соблюдая народные традиции, дети учатся уважать и любить свое прошлое, любить свою Родину.

Проводилась большая работа с родителями. Родители участвовали в развлечениях, КВНах. На «Вечерах сказок» родители рассказывали детям сказки из детства. Была оформлена рекомендация «Чти всегда следы прошлого». Детям было очень интересно, когда они с родителями были на «Масленице».  Гордились, что они вместе с родителями участвовали на празднике.

Теоретическая база опыта.

Вопросами приобщения дошкольников к русской культуре занимались многие учёные. Исследователи народного искусства В.Н Василенко,В.С.Воронов,М.А Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Н.П.Сакулина ,Е.А.Флёрина и др.отмечают,что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью(А Канцедикас."Искусство и ремесло-(1977г), Т.Я Шпикалова"Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающем поколением народного искусства и традиционной культуре России-(1994г), О.А.Князева,М.Д. Маханева." Приобщение детей к истокам русской народной культуре ,(2000г), Т. С.Комарова" Народное искусство в воспитании детей" (1997г).

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

                

Подготовительный этап

-анализ и подбор научно- практической методической литературы;

-определение средств приобщения дошкольников к русской культуре через фольклор.

-создание предметно-развивающей среды (изготовление дидактических игр и пособий, оформление картотеки сказок, потешек, пословиц и т.д)

-выявление уровня освоения детьми образовательной программы по приобщению к русской культуре через фольклор.

-игровая деятельность;

-практические занятия с детьми;

-разработка перспективного плана для реализации проекта;

-работа с родителями по теме опыта.

Формы и методы работы по реализации педагогической идеи.

Формы

  1. Фольклорные праздники.
  2. Экскурсии в мини-музей ДОУ.
  3. Выставки декоративно-прикладного искусства.
  4. Выставки творческих работ.
  5. КВНы и НОД.

Приемы

  1. Рассказывание сказок.
  2. Разучивание потешек, пословиц, поговорок.
  3. Разучивание народных игр.
  4. Наблюдение за трудом взрослых, временами года, птицами, растениями и т.д.

Основной метод работы по реализации педагогической идей -это игра.

        Практический этап                        

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одно из функцийвоспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые я стараюсь реализовать  в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях. Я работаю над данной темой с 2014г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с детьми;

                Работа с родителями                

В работе с родителями я использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультации, совместные досуги.

Взаимодействие с семьёй проводится по принципу  активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Проведены консультации: "Значение устного народного творчества в развитии речи детей"

" Народное искусство- мощный источник интеллектуального развития детей"

                                                Работа с воспитателями.

Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями.

Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Устное народное творчество в воспитании дошкольников»,

«Воспитательное значение устного народного творчества»,

Открытое занятие: «В гости к бабушке на праздник» .

Мастер -класс « Изготовление атрибутов к  потешкам»

                                                Работа с детьми.

                        Задачи:                                                                                                                        . 1.Создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству. 2.Создвать систему приобщения детей к устному народному творчеству, систему связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.                                                        

3.Учить детей сопереживать поступкам героев сказок, самостоятельно драматизировать сказки.                                                                                4.Развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития

5.Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

6.Развивать фантазию, творческие способности детей и умения находить средства выражения образа в  мимике, жестах.

7.Воспитывать патриотические чувства.

8.Развивать речь

9.Воспитывать в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.

                                - Анализ результативности.

1.Создана система поэтапного, последовательного приобщения                                 дошкольников к устному народному творчеству.                 

2.Разработаны эффективные методы и приемы развития творческих способностей на материале устного народного творчества. Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.

Результативнось  работы  подтверждается наличием заметной положительной динамики.                                                                                                         Сентябрь 2016г: высокий уровень-8%,средний-48%, низкий уровень-44%.        

Май 2017г: высокий уровень-38%,средний-48%, низкий уровень-14%.

Воспитанники много знают потешек, пословиц, загадок. С удовольствием         рассказывают сказки друг другу.

        - Трудности и проблемы использования данного опыта.        Психологическая закомплексованность детей. Недостаточность интереса к         закличкам и потешкам.

                                                                                                        .

        - Адресные рекомендации по использованию опыта.

        В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые занятия, выступаю         на методических обьединениях, педагогических советах.

                

        Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:                 www.nsportal.ru :  Проект "В гости к бабушке на праздник"; Проект            "Волшебный сугроб"                

          Наглядное приложение: конспект занятия, видеоролик занятия. Конспект     "В гости к бабушке на праздник".                        

        

                                


Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большееелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Конспект занятия

«В гости к бабушке на праздник»

(Старшая группа)

                                

                                Подготовила: Музафярова Л.Г.,

воспитатель МБДОУ «Большеелховский

 детский сад №1 комбинированного вида»

Идея: Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие», «Социально- Коммуникативное развитие», « Художественно- эстетическое развитие» в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей с учётом ФГОС.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя

Задачи:

Развивающие:                                                                                    

-Формировать духовно-нравственные качества дошкольников;

-развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

-подвести детей к тому, чтобы они учились самостоятельно  принимать решения.

Обучающие:

-приучать детей рассказывать выразительно;

-учить детей анализировать и рассказывать о своей работе;

-прививать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа и к своим близким.

Предварительная работа: беседа о народных праздниках ; чтение стихов о праздниках ; д/и »Назови  узор», «Составь узор»

Материалы: проектор, Диск со слайдами: Праздники («День сельского хозяйства, «Новый год», «Рождество», «День защитников отечества», «8 Марта», «День победы»), домик (изба). Элементы узоров (татар., морд, рус.)

Организационный этап

Введение   в проблему.

В: -ребята, у нашего народа есть хорошая традиция отмечать праздники. И сегодня в месте с гостями отправимся в путешествие .Мы побываем на разных праздниках. Радугой ярких красок восхищает нас осень.

-Итак ,первая картинка ( показывает « День сельского хозяйства)

- Какой праздник отмечает золотая осень?.                                                                                      

Р: Предполагаемый ответ (Это праздник урожая , ещё его называют  « День сельского хозяйства». В этот день люди радуются, потому что собрали с полей много урожая  зерна, яблок, моркови, и другие овощи и фрукты.)

В: -Кто знает стихотворение  об этом  празднике?

Р: Велика и необъятна вся российская земля,

Урожаями богаты наши нивы и поля.

В: -Молодцы! А зима- это всегда ожидание чуда. Самый волшебный, сказочный, праздник, все вместе это Новый год .А сейчас споём песню про Новый год.

Песня « Зимушка хрустальная»

В: - А в какой праздник наши прабабушки, прадедушки собирались на посиделки, переодевались ряжеными,ходили по домам,славили хозяев , желая добра, здоровья. (Рождество)

-Кто расскажет об этом празднике?

Р:- Я расскажу стихотворение об этом празднике

-Снег идёт на Рождество

Падает, как милость Божья

Снег идёт- и волшебство

В этот день случиться может.

В: - Молодец! А этот праздник особенно любят наши мальчики.  (показывает слайд) Кто назовёт?

Р: - Этот праздник называется « День защитника отечества.

В: -  А каких защитников отечества вы знаете?

Р: Предполагаемый ответ(-Защитники  отечества- это солдаты ,моряки, танкисты, лётчики.)

Игра « Назови военную профессию»

В: -Ребята ,как вы думайте, какой праздник приходит после  папиного праздника.(Ответы детей).

В:- Правильно, ребята. В этот день все дарим подарки мамам, бабушкам, говорим им ласковые слова .Кто расскажет стихотворение?

Р: - Улыбнись скорее,

     Мама не грусти

     Подарю тебе я

       Солнечные дни…

В: - Молодец! И самый важный праздник нашей страны , ребята, какой? (Показывает слайд «День  Победы) .Дети отвечают (День Победы)                                

Почему наш народ празднует этот праздник?

Р: -Наш народ празднует этот праздник потому, что в этот день наша страна победила фашистов . Ребёнок читает стихотворение«День Победы»

        День Победы!!!

        Майский праздник

        Отмечает вся страна, Надевают наши деды

        Боевые ордена…

В: - Но есть ещё праздник, который мы пропустили ,его отмечают все и ты Алёша, и Ты Катюша и я, но в разное время  года. Это?                                                  Р: Предполагаемый ответ (День рождения!)

В:—Правильно ,ребята , этот день рождения.                

     И вот сегодня у самого близкого человека бабушки Равиля  день рождения. Но не пойдём же мы с пустыми руками .Предложите какой вы  хотите подарить подарок. ?( дети предлагают варианты подарков)    

                Введение в проблему(предполагаемые варианты

1.Рассказать ей стихотворение.

2. Купить конфеты.

3.Сделать своими руками подарок)

В: -Как вы думайте, что больше ей понравится? Какой вариант подарков выберем?

(Дети приходят к единому мнению:сделать подарок своими руками.)

В:-А какой бы вы сделали подарок своими руками?

Р: -Предполагаемый ответ( Я предлагаю сделать красивое полотенце с узорами).

В:—А сейчас вы сами выберете узор.  Подойдите к столам и выбирайте узор.

В:- Прежде чем начать работу, сделаем разминку.

Продуктивный этап

По Елховке я хожу

В гости к бабушке  иду

Бабушка ты милая, Родная и красивая.

Руки наши работяги, Пальцы тоже работяги.

Пальцы, руки разминаем, Полотенце украшаем,

Чтоб тебе подарок сделать . И порадовать тебя

В: -Садитесь за столы, украшать полотенца.( Воспитатель подходит к детям и помогает им ).Работу закончили. А сейчас, ребята ,возьмите аккуратно свою работу в руки, пойдём к бабушке на День рождения( идут под лёгкую музыку) .( В домике сидит бабушка за столом .На столе пирожки. Дети здороваются,поздравляют бабушку с днём рождения,  дарят подарки .Бабушка  приглашает за стол.

Б:-Спасибо ,ребята. Как вы меня обрадовали.( рассматривает работы.)

Б:-А кто же украсил это полотенце..?( дети рассказывают.)                        

Р:-Предполагаемый ответ (Вот это полотенце с мордовским узором, Сначала мы составили узор, потом начали клеить .Сначала я наклеил в середину черный квадрат, потом по краям квадрата наклеили красные флажки, Получилась звёздочка.)

Р: - Предполагаемый ответ (А это полотенце с татарским узором. Сначала составили узор, в середину положили зелёную веточку, а на веточку расположили синие тюльпаны, Получился очень красивый узор.)

Р: -Предполагаемый ответ (Это полотенце с хохломской росписью. Составили сначала узор, в середину положили веточку с золотыми листьями смородины. По краям расположили кисти чёрной смородины, это чёрные кружочки.)

Б:-Вот, Молодцы! Садитесь я вас угощу пирожками, ( угощает).

В: - Благодарите бабушку и  скажите  до свидания.

Б: - До свидания , ребята, жду вас на следующий праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором

В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"

Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...

Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА      Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...