ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"
методическая разработка на тему

Лисина Татьяна Ильинична

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_lisina.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

УТВЕРЖДЕНО                                              СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического                       Заведующая МБДОУ

совета                                                      «Большеелховский детский сад №1

протокол №____                                              комбинированного вида»

от «___»____________20__г.                              ___________ В.А.Лукьянова

                                                              «___»____________20___г.        

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор

Разработала: Лисина Татьяна Ильинична,

воспитатель МБДОУ «Большеелховский

детский сад №1 комбинированного вида»

с.Большая Елховка, 2014

Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2014г. – май 2018г.).

Актуальность

Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева является будущим полнопрвным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.

Основным средством приобщения дошкольников к народной культуре является фольклор. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора просто, красиво, доступно знакомит детей с богатейшим наследием своего народа.

В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.

Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период формирования личности, период ее социализации и приобщение личности к культуре.

Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста: Е.Н. Водовозова, Н.С. Картинская, О.С. Соловьева, А.П. Усова, Е.А. Флерина.

В наше время, в эпоху нестабильности понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Особый интерес уделяется фольклор, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада, как руководство и основной документ, не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор».

Цель: изучение педагогических условий использования фольклора для приобщения дошкольников к русской народной культуре.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;

2. создать необходимые условия по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор;

3. определить эффективность использования фольклорных жанров для приобщения к русской народной культуре в процессе специально организованной деятельности детей;

4. воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.;

5. привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями, традициями;

6. создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к народной культуре, традициям через использование всех видов фольклора, декоративно-прикладного искусства.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.

Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: процесс приобщения дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что приобщение дошкольников к русской народной культуре возможно при соблюдении следующих организованно – педагогических условий:

- реализован механизм данного процесса, включающий, чувственный, когнитивный и деятельностный подходы;

- организована систематическая работа по приобщению дошкольников к русской народной культуре с использованием комплекса специальных занятий включающих фольклор;

- соблюдение следующих критериев отбора материала на основе фольклора, включенного в специальные занятия: доступность произведений народного творчества, сюжетная занимательность, воспитательная ценность.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор;  определение эффективности использования фольклорных жанров для приобщения к русской народной культуре в процессе специально организованной деятельности детей; воспитание интереса и любви к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.; привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями, традициями; создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния фольклорных жанров на приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности представлений о народной культуре дошкольников, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в приобщении дошкольников к русской народной культуре, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Познавательная значимость фольклора заключается в его влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на приобщение к русской народной культуре.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям русское народное творчество, то есть фольклор (народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки), вобравшее в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование именно фольклора в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Каждый жанр фольклора по - своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Таким образом, именно ориентация фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обуславливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, обедняющий мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события давно потерянные памятью народа детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

В детском фольклоре находится огромный воспитательный потенциал. Веками из поколения в поколения передавались различные методы, формы, средства воспитания. В наше современное время, время перемен и нестабильности пришла пора обратится к народной педагогике. Именно процесс активного использования в традиционном воспитании и обучении педагогических возможностей народной культуры, ее уникальных средств в формировании личности ребенка можно наиболее результативно осуществить целостное развитее, привить ребенку личностные формы и правила, сформировать его социальный мир, обеспечить усвоение им всеобщей культуры общества. Именно в народной культуре заложен базовый потенциал культурный потенциал, что обеспечивает успешную адаптацию ребенка к условиям социальных перемен.

В детском фольклоре находиться ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:

-определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Используя фольклор при приобщении дошкольников к русской народной культуре я планировала добиться следующих результатов: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); знание истории русского народного костюма, головных уборов; использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над проектом 4 года, осуществляется в четыре этапа.

1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2014г.)

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Выявление уровня сформированности представлений о народной культуре у дошкольников

Наблюдение

Сентябрь

Изучение передового опыты педагогов и психологов по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор

Информация с интернета

Октябрь

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме

Изучение и подбор литературы

Октябрь

Разработка методических материалов по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами

Ноябрь

2 этап – практический (декабрь 2014г. – ноябрь 2018г.)

1 блок – работа с детьми

Цель: развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития; воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.; воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников; использование фольклорных жанров для приобщения к русской народной культуре в процессе специально организованной деятельности детей.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

«Милости просим, гости дорогие!»

(цель: познакомить детей с избой)

Посещение детьми «избы»

Декабрь 2014г.

«Непослушный колобок»

(цель: формировать основы правильного поведения; учить бережному отношению к природе)

Чтение сказки «Колобок», развлечение «Идем спасать Колобка»

Январь 2015г.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!»

(цель: знакомство детей с народным праздником Масленица)

Развлечение

Февраль 2015г.

«Заюшкина избушка»

(цель: побуждать к эмоциональной отзывчивости; осваивать способы сопереживания во взаимоотношениях; содействовать расширению ролевого диалога в играх)

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Март 2015г.

«Кот, петух и лиса»

(цель: формирование вежливого обращения, доброжелательного отношения; учить заботиться друг о друге)

НОД с участием сказочного персонажа

Апрель 2015г.

«Русские народные сказки»

Папка-передвижка

Апрель 2015г.

«Кто в тереме живет?»

(цель: знакомство со сказкой «Теремок»; закрепление знаний об избе)

Чтение сказки «Теремок»

Д/и «Чудесный сундучок»

Май 2015г.

«Во саду ли в огороде»

(цель: закреплять представления о сезонной работе; разучивать пословицы о труде)

Выставка детских работ

Сентябрь 2015г.

«Труд крестьян по разведению домашних животных»

(цель: познакомить с трудом крестьян по разведению домашних животных и профессией пастуха)

Беседа о традиции русских крестьян разводить скот и профессии пастуха

Октябрь 2015г.

«Жизнь диких животных»

(цель: актуализировать и дополнять знания детей о животном мире)

Кукольный театр «Рукавичка»

Ноябрь 2015г.

«Русская зима»

(цель: знакомство с традиционными зимними развлечениями)

Традиционные зимние развлечения

Декабрь 2015г.

«Чем крестьяне занимались зимой?»

(цель: познакомить с основными видами рукоделия)

НОД

Январь 2016г.

«Русская балалайка»

(цель: знакомство детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой)

Пословицы и поговорки о балалайке

Февраль 2016г.

«Весна, весна, поди сюда!»

(цель: знакомство с традиционными обычаями встречи весны)

Театральные этюды «Встреча весны»

Март 2016г.

«Одежда русских крестьян»

(цель: познакомить детей с одеждой русских крестьян)

Познавательно – исследовательская деятельность

Апрель 2016г.

«Русское гостеприимство»

(цель: формировать бережное отношение к хлебу)

НОД с участием сказочного персонажа

Май 2016г.

«Хлеб всему голова!»

(цель: знакомство со старинным орудием труда – серпом; пословицы и поговорки о хлебе)

Беседа, инсценировка

Сентябрь 2016г.

«Заяц – хваста»

(цель: знакомство со сказкой)

Драматизация сказки

Октябрь 2016г.

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

(цель: формирование представления о взаимовыручке и поддержке)

Сочинение сказки по пословице «Без беды друга не узнаешь»

Ноябрь 2016г.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

(цель: закрепление представлений о характерных признаках зимы)

Рисование на окнах, вырезание снежинок

Декабрь 2016г.

«Пришла коляда – отворяй ворота!»

(цель: формирование представления о рождественских праздниках и колядовании; разучивание колядки)

Развлечение «Коляда»

Январь 2017г.

«Ой ты, Масленица»

(цель: обогащать знания о приметах Масленой недели; воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры)

Развлечение «Масленица»

Февраль 2017г.

«Сердце матери лучше солнца греет»

(цель: подвести к пониманию нравственного смысла сказки; мотивационной оценке поступков и характеров главных героев; воспитывать любовь и уважение к матери)

Чтение и анализ сказки «Крошечка – хаврошечка»

Март 2017г.

«Дорого яичко в пасхальный день»

(цель: познакомить с праздником Пасхи; проведением русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко», традициями красить яйца и обмениваться ими)

НОД с участием сказочного персонажа

Апрель 2017г.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

(цель: воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине; обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны)

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Май 2017г.

«Осень – сноп последний косим»

(цель: закрепление представлений об особенностях и приметах первого осеннего месяца)

Беседа

Сентябрь 2017г.

«Покров день»

(цель: обогащать знания о народных приметах, фольклоре)

НОД с использованием русских народных игр

Октябрь 2017г.

«Народная игрушка»

(цель: закреплять представления о народном искусстве)

Выставка игрушек

Ноябрь 2017г.

2 блок – работа с родителями

Тематика мероприятий

Форма проведения

Дата

(месяц)

Ознакомление с проектом

Выступление на родительском собрании

Октябрь 2014г.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Анкетирование для родителей

Январь 2015г.

«Заюшкина избушка»

Драматизация русской народной сказки детьми

Март 2015г.

«Хорошая речь – слаще меда»

Семинар - практикум

Ноябрь 2015г.

«Приобщение детей к творчеству народных мастеров»

Тренинг

Февраль 2016г.

«При солнышке тепло – при матушке добро»

Утренник, посвященный мамам

Март 2016г.

«Народная игра в семейной жизни»

Консультация

Май 2016г.

«Формирование образа семьи у старших дошкольников»

Родительское собрание

Февраль 2017г.

«Наказание – дело серьезное»

Консультация

Апрель 2017г.

«Чти всегда следы прошлого»

Тренинг

Ноябрь 2017г.

Подведение итогов проекта

Выступление на родительском собрании

Сентябрь 2018г.

3 блок – работа с педагогами

Тематика мероприятий

Форма проведения

Дата

(месяц)

«Что такое традиционная культура»

Консультация

Февраль 2015г.

«Формирование этнической идентичности детей посредством сказки»

Консультация

Сентябрь 2015г.

«Россия, Россия – края дорогие!»

Викторина

Март 2016г.

Распространение передового педагогического опыта работы

Презентация

Апрель 2017г.

Выступление на педагогическом совете

Доклад

Октябрь 2017г.

3 этап – коррекционный (декабрь 2017г – апрель 2018г.)

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.

4 этап – завершающий (май 2018г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Динамика приобщения детей к истокам народной культуры до и после проведения мероприятий с использованием фольклора.

Мониторинг качества приобщения детей к истокам русской народной культуры через фольклор

Май 2018г.

Эффективность проведенных мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Выступление на педагогическом совете о проделанной работе

Май 2018г.

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):

  • Изучение теоретической части развития вопроса;
  • Выявление уровня сформированности представлений о народной культуре дошкольников;
  • Разработка диагностического инструментария к материалу;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Проведение диагностики развития детей;
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – практический:

  • Работа с детьми по приобщению к русской народной культуре через фольклор (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями);
  • Формирование интереса и любви к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

3 этап – коррекционный:

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.

4 этап – завершающий:

  • Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
  • Эффективность проведенных мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор.
  • Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-7 лет, родители, педагоги.

Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в приобщении дошкольников к русской народной культуре, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Промежуточный результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения, которые позволили выявить следующий результаты:

  • Дошкольники используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  • Дошкольники осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
  • Расширяется круг общения детей со взрослыми.
  • Формируются коммуникативные умения и навыки дошкольников.

О результативности проделанной работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор следующие показатели:

Общие результаты мониторинга приобщения дошкольников к русской народной культуре через фольклор на начальном этапе проекта

Вводный мониторинг (ноябрь 2014г.)

В начале года:

Высокий уровень – 8%

Средний уровень – 38%

Низкий уровень – 54%

        Промежуточный мониторинг (май 2015г.)

Высокий уровень – 12%

Средний уровень – 45%

Низкий уровень – 43%

        

Промежуточный мониторинг (декабрь 2015г.)

Высокий уровень – 15%

Средний уровень – 47%

Низкий уровень – 38%

        Таким образом, по результатам вводного мониторинга приобщения дошкольников к русской народной культуре через фольклор у 54% респондентов низкий уровень, у 38% респондентов – средний уровень, у 8% респондентов – высокий уровень.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине.

Следует отметить, что после проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня приобщения дошкольников к русской народной культуре через фольклор: у 38% респондентов выявился низкий уровень, у 47% респондентов – средний уровень, у 15% респондентов – высокий уровень.

Выводы: на основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что разработанный план работы с использованием фольклора по приобщению дошкольников к русской народной культуре дает возможность вполне реализовать намеченные цели и задачи и достичь более высокого результата к концу реализации проекта.

Заключение

Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:

-определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям русское народное творчество, то есть фольклор (народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки), вобравшее в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование именно фольклора в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о русской народной  культуре для дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

Я полагаю, что приобщение дошкольников к русской народной культуре возможно при соблюдении следующих организованно – педагогических условий:

- реализован механизм данного процесса, включающий, чувственный, когнитивный и деятельностный подходы;

- организована систематическая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре с использованием комплекса специальных занятий включающих фольклор;

- соблюдение критериев отбора материала на основе фольклора, включенного в специальные занятия: доступность произведений народного творчества, сюжетная занимательность, воспитательная ценность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аникин, В.П. Русское народное творчество / В.П. Аникин – М.: Высш. шк., 2004. – 735 с.

2.Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11 - С.87.

3.Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений / Т.Ф. Бабынинина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с.

4. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2003.

5.Богатырева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. сада / З.А. Богатырева. – 2-е изд., пераб.и доп. – М: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.

6.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М., 1991

7. Богомолова, М.И. Национальное воспитание двуязычие в истории педагогических учений / М. И. Богомолова. – Казань, 1998 С. 57.

8.Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев. - В 2т. – СПб., 1998

9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н.Волков. - М.: Академия, 1999.

10.Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В.Е. Гусев. - СПб., 1993.

11.Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. – 2008. - №5 - С. 32.

12.Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И.Даль. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 245-246.

13.Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 2. - С. 5.

14.Ельцова, О.М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре / О.М. Ельцова, Г.А.Антонова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №4 -  С.29.

15.Зуева, Т.В. Русский фольклор. Хрестоматия / Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998

16.Капица, Ф.С. Русский детский фольклор./ Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М., 2002

17.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева, Н.Д. Маханева. – 2-е изд. перераб. и доп.; Спб.: Детство-Пресс, 2008.

18.Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры / М.Ф. Литвинова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002

19. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. / М.Н Мельников - М.: Просвещение, 1987.

20.Метлов, Н. Русская народная песня в ДОУ. / Н. Метлов // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10 – С. 3-11.

21.Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / Вып.1 Младенчество, детство / сост. В. Аникин. - М.,1991.

22. Поштарева, Т.Н. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста. / Т. Н. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. – С.28-36.

23.Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М.: Полиздат, 1988

24.Ушинский, К.Д. О народности в общественном сознании // Избранные педагогические сочинения / Под ред.Е.П. Мысенского. – М., 1945.

25.Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.

Приложения

Перспективный план работы по группам

II младшая группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

«Ходит сон  близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

Октябрь

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота»

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса »

Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Ноябрь

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая» .

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок».

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с Рождеством.

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

Февраль

«Маша и медведь»

Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь»

Хозяйкины помощники.

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка»

Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

«Кот,  лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот,  лиса и петух»

«Петушок с семьей»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

«Курочка ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба»

Май

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

«Кто в тереме живет?»

 Знакомство  со сказкой  «Теремок»

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Средняя группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Старшая группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Веснушка - осень»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Ноябрь

« Народные приметы »

Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

 «Гончарные мастеровые»

  Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Что нам осень принесла?»

 Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

«Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

«С новым годом со всем родом»

Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Народная вышивка

Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

«Ой, ты, Масленица!»

Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетели»

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

  Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

Май

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

  Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

«А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Подготовительная группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Осень – сноп  последний косим»

Беседа  о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

«Корнеплоды»

проводится 13 сентября  в Куприянов день

Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

Семенов день

 (14 сентября)

Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о  народных  приметах и  обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха»

«Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе

Октябрь

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября

Покров  (14 октября)

Рассказ воспитателя  о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение  русских народных игр  «В углы» «Карусель».

«Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)

Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми  русскую народную игру «Ворота»

«Муравьи»

28 октября (Ефимий)

 Познакомить детей с образом  жизни муравьев и их поведением  в природе, загадки об этих насекомых

Ноябрь

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Народная игрушка

Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

«Где живет перо Жар – птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью

«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи

 

Декабрь

«Зима – не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».  

 «Светит, да не греет»

Беседа о  разных источниках освещения

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка».  

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

«Гжель прекрасна»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля

 

«Дело мастера боится»

  Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве.

«На героя и слава бежит »

Рассказ о русских богатырях

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Беседа  о Масленице. Пение песен, частушек.

Март

 «Сердце матери лучше солнца греет»

  Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

  «Русская матрешка»

  Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка»

Апрель

«Грач на горе – весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка»

 Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

 «Литературная викторина»

  Литературная викторина. Игра -драматизация

«Край родной навек любимый»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

«Пастухи»

Познакомить  детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения.

Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"

Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"

Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...