ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
статья (окружающий мир, старшая группа) на тему

Боченина Юлия Анатольевна

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к  русской народной  культуре

  через  дидактические  игры

Ю. А. Боченина, воспитатель ,

МБДОУ – ЦРР - д/с №84, города Орла

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

В МБДОУ – ЦРР - д/с №84  в рамках регионального эксперимента «Вариативность  здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий», рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств. Опыт работы детского сада показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.

Таким образом, для приобщения  детей к истокам народной культуры, определяются следующие направления работы:

- Знакомство с русским народным бытом ( с русской народной деревенской избой);

- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;

- Знакомство с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, свистулькой);

 - Знакомство с русским народным национальным костюмом.

Первостепенным в работе ДОУ является воссоздание неповторимой среды «Русская изба», которой отводится особое место в комнате краеведения. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду и мебель, предметы быта и труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.  

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.    Формируя у них  устойчивое отношение к родной культуре,   создавая  эмоционально-положительную основу  для  развития патриотических чувств, народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре реализуется через авторские дидактические игры: «Оденем куклу в русский народный костюм», домино «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», « Собери узор», «Сложи картинку» и др.

В качестве примера, можно привести игру «Русский народный костюм», целью которой, является формирование представлений детей о народных костюмах различных губерний. Игровым заданием представлено: не имея на руках не единой карточки, первым закончить игру. Правилами игры выступают: количество играющих от 2-х до 10-ти человек. Все каточки располагаются на столе рубашками вверх. Перед началом игры перемешиваются, каждый играющий набирает по 4 карточки. Оставшиеся карточки находятся на столе в стороне – «базар». Началом игры служит карточка, имеющая по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма той или иной губернии. В случае, когда таких карточек несколько, то право первого хода получает игрок, выбранный по считалке.

А  в игре  «Подбери головной убор к сарафану»  дети   учатся  называть и  различать между собой предметы женских народных костюмов различных губерний и областей.  Эта  дидактическая игра развивает  внимательность, память; способствует  развитию активной речи, воспитывает интерес к русскому народному костюму. Правила игры следующие: детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.).

Таким образом, опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых  лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация.

                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к миру детской литературы

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\...

Доклад: Приобщение дошкольников к народному творчеству.

МБДОУ №87 «Золушка»ДОКЛАДПриобщение дошкольников к народному творчествуВыполнила:воспитательЯстребова В.Л.г.Набережные Челны 2011 г.Виды росписей декоративно-прикладного искусства доступные детя...

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Буклеты "Книга в жизни дошкольника", "Приобщение дошкольников к чтению".

Буклеты для ознакомления родителями информации о том, как сформировать любовь к книге, чтению....

«Родной свой край, люби и знай»-этнокультурное воспитание дошкольников (Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности)

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, ...