Главные вкладки

    Доклад "Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста".
    статья по развитию речи (младшая группа) по теме

    Этот материал подскажет молодым специалистам с чего начать развивать связную речь в младшем возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx13.86 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Доклад

    «Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста»

                   Большую роль в развитии ребёнка играет речь. Развитие связной речи проводиться на занятиях, на которых дети пересказывают литературные произведения, рассказывают об игрушке и по картине составляют рассказ. На этих занятиях в комплексе решаются все речевые задачи, однако основной задачей – обучению рассказыванию. Дети подводятся к  пересказыванию  литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним ( воспитатель называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение) и , наконец, самостоятельно. При рассматривании картин дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, затем их внимание обращается на действия персонажей картины, и только после этого они составляют короткий рассказ сначала  вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.

                      Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Сначала при рассматривании предмета ( или игрушки) воспитатель привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры: «узнай по описанию», «угадай, кто это», «какая это игрушка».Дети находят описываемые предметы по двум- трём признакам, а затем по тем признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемому предмету.

                    Детей надо научиться точно и правильно называть предмет (или игрушку).Умение называть предмет и его признаки развивается в играх «что за овощ», «что за предмет», «что у кого». Дети отвечают на вопросы, которые помогают описать предмет, его свойства, качества, действия, назначение и подойти к составлению рассказов. Сначала воспитатель привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. При описании предмет сначала называется Это…зайчик), далее раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем  особенности, характерные признаки, а также действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи , фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта).При описании широко используется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, а ребёнок его заканчивает: «Это… (лиса). Она… ( рыжая, пушистая, мягкая, золотистая).У лисы…(длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит…( бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится…( играть с этой игрушкой).»

    Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать в них умение видеть структуру рассказа ( начало, середину, конец).

    Формированию умения видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности ( девочка спит – делает зарядку, мальчик строит – собирает игрушки, дети идут в лес – собирают игрушки – уходят домой с полными корзинами).Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает… (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом».В игре «Добавь слово» воспитатель называет начало действия, а дети- его продолжение: «Зайчик испугался и … ( побежал, спрятался), «Девочка обиделась и … ( ушла, заплакала)».В таких играх надо обращать внимание на интонацию в конце предложения.

    При совместном рассказывании функцию планирования берёт на себя воспитатель. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре – драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»), подсказывая определённую последовательность повествования или описания. В текст повествования можно включить элементы описания и подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

    Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя речи.

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, с...

    Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

    Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...

    Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук

    Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....

    "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

    Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

    Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества

    Проект по развитию связной речи  детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества Тема проекта: «Устное народное творчество как средство развития связной реч...

    Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

    Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....