Разноцветная осень
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сысоева Ольга Сергеевна

Способствовать формированию осознанного отношения к процессу составления сравнений и метафор; создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_raznotsvetnaya_osen.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разноцветная пора»

Цель: Способствовать формированию осознанного отношения к процессу составления сравнений и метафор; создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

Задачи: развивать умение детей составлять сравнение; обучить умению составлять метафоры – красивые фразы; воспитывать желание использовать в речи красивые фразы.

Материал и оборудование: Доска – магнитная, коврограф, Пособие «Алгоритм составления метафор», подушки по количеству детей.

Дерево березы, Листья+признак, репродукция картины И.И. Левината «Золотая осень»

Для составления алгоритмов - набор картинок и пизнаков.


Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (Мотивация)

- Поприветствуем наших гостей

- Посмотрите, Волшебница Осень раскрасила листья. Листья разбирайте и с ними поиграйте, немного полетайте.

 Листья, листья – листопад, листья по ветру летят…

- Посидите, отдохните и листья рассмотрите. Эти листья не простые на них символы расписные.

Предлагаю описать осень с помощью признака.

- Скажите пожалуйста, вам нравиться осень?

- Осень красивая пора. Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Художник Исаак Ильич Левитан создал картину «Золотая осень»

Дети: Здравствуйте

Звучит музыка и дети собирают листья.

Дети располагаются на подушечках на полу.

Проводится игра, дети по очереди описывают осень с помощью признаков.

Предположительные ответы детей: Да, нравится.

Основная часть

- Вы хотите познакомиться с картиной «Золотая осень»?

-

- Внимательно рассмотрите картину

- Что нарисовал художник?

-Какая часть суток изображена на картине?

-Каким вы видите небо?

- А что можно сказать про солнце?

- Опишите погоду. Ветреная она или нет?

Молодцы ребята!

- Предлагаю составить рассказ по картине, вы хотите?

А что нам поможет составить красивый рассказ: «Составь метафору».

А что нам поможет составить правильно метафору?

Предлагаю вспомнить алгоритм!

Подумайте с какими объектами можно составить метафоры.

Назовите объект, который вы выбрали -

Определите размер данного объекта – (размещаем на пособии)

Найдите объект одинаковый по размеру с объектом дерево

Определяем местонахождение первого объекта

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2

Результат красивая фраза – Лесные Великаны

Назовите еще объект, который вы выбрали -

Определите форму данного объекта – (размещаем на пособии)

Найдите объект одинаковый по форме с объектом листья

Определяем местонахождение первого объекта лисья

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2

Результат красивая фраза – Воздушное кружево

Молодцы ребята, Волшебница осень приглашает нас потанцевать.

Предлагаю поиграть с листьями

Проводится физминутка

В процессе игры - танца дети разделяются на группы (дети объединяются с помощью одинаковых листьев). Предлагаю детям пройти за столы и выполнить задания в группах.

Проходите и расположите метафоры на пособии.

Молодцы, все правильно выполнили задание. А теперь предлагаю составить рассказ.  На пособии у вас подсказки – красивые фразы….

Предположительные ответы детей: Да, мы очень хотим! Звучит музыка и Дети переходят в другую игровую зону - располагаются перед картиной.

Предположительные ответы детей: Художник нарисовал осенние поля, деревья, холодную реку, а вдали лес.

Предположительные ответы детей: Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.

Предположительные ответы детей: Художник нарисовал чистое голубое небо.

Предположительные ответы детей: Солнце уже не греет так сильно, но всё равно блестит.

Предположительные ответы детей: Погода безветренная. Ветерок тихо шевелит листвой.

Ответ детей: да хотим.

Метафоры – красивые фразы.

Предположительные ответы детей: Алгоритм составления метафор.

Предположительные ответы детей:

Выбираем первый объект, рассматриваем его и определяем признак объекта. Далее выбираем второй объект, у проявляется такой же признак.

После этого, мы определяем местонахождение первого объекта. Потом, соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 и составляем загадочную фразу.

АЛГОРИТМ ВЫКЛАДЫВАЕМ

НА ДОСКЕ

Предположительные ответы детей: деревья, листья, река, облако, ветер, солнце, трава

Предположительные ответы детей: объект дерево

Предположительные ответы детей: - большое

Дети выбирают - великана

Предположительные ответы детей: Местонахождение - Лес

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Лес + Великан. 

Получается красивая фраза: Лесные Великаны

Предположительные ответы детей: Объект листья

Предположительные ответы детей: резные, треугольные и др.

Дети выбирают - кружево

Предположительные ответы детей: Местонахождение - воздух

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Воздух + Кружево 

Получается красивая фраза: Воздушное кружево

Дети выполняют упражнения под музыку «Листья кружатся»

Дети объединяются с помощью листьев в группы для выполнения заданий.

Объект - облако

Определяют вес данного объекта – (признак)

Дети отвечают – легкое

Определите объект, который имеет такой же вес – выбирают перину

Определяют местонахождение первого объекта – небо

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Небо + перина. Результат красивая фраза – Небесная перина

Объект - ветер

Определяют звук данного объекта – (признак)

Дети отвечают – вой

Определите объект, который имеет такой же звук – выбирают флейту

Определяют местонахождение первого объекта – небо

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Небо + флейта. Результат красивая фраза – Небесная флейта

  1. Объект - река

Определяют цвет (свойство) данного объекта – (признак)

Дети отвечают – прозрачное, светлое

Определите объект, который имеет такой же цвет и свойство – выбирают окно

Определяют местонахождение первого объекта – земля

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Земля + окно Результат красивая фраза – Окно земли

  1. Объект - солнце

Определяют цвет данного объекта – (признак)

Дети отвечают – желтое

Определите объект, который имеет такой же цвет – выбирают одуванчик

Определяют местонахождение первого объекта – небо

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Небо + одуванчик. Результат красивая фраза – Небесный одуванчик

  1. Объект - трава

Определяют рельеф данного объекта – (признак)

Дети отвечают – шершавая

Определите объект, который имеет такой же рельеф – выбирают ковер

Определяют местонахождение первого объекта – земля

Соединяем местонахождение объекта №1 с объектом №2 - Земля + Ковер. Результат красивая фраза – Земляной ковер.

В завершении дети выставляют получившиеся фразы на пособие.

Предположительный рассказ детей:

Наступила золотая пора. Небесный одуванчик светит ярко, но уже не греет. Я смотрю на небо и вижу небесные перинки, которые отражаются в прозрачном оконце земли. Небесная флейта тихонько срывает воздушное кружево с лесных великанов. Земляной ковер радует глаз своей красотой.

Я любуюсь красотой радужной осени. Если бы я был художником, я бы тоже такую осень нарисовал, и всем бы стало теплее и радостнее! Все бы любовались моей картиной и любили бы природу!

Заключительная часть (Рефлексия)

Воспитатель: Вы славно потрудились и я думаю наш прекрасный рассказ очень понравился нашим гостям.

Воспитатель:

Ребята, что вам больше всего понравилось?

Что для вас было трудным?

О чем вы расскажите своим родным вечером?

Предположительные ответы детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Праздника Осени в детском саду «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ».

Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.Песня «Праздник осени в саду»...

Сценарий осеннего праздника «Разноцветная осень» для младшей группы

Представляю Вашему вниманию сценарий осеннего праздника "Разноцветная осень" для младшей группы детского сада....

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ».Музыкальный руководитель Гутова Надежда Николаевна

— Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам, друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться. Я хочу со всемиЗдесь крепко подружиться!...

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Ромашка» «Разноцветная Осень»

Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе....

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. "Разноцветная осень"

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики.   Ведущая: — Добрый день, друзья дорогие!В этом зале уже не впервыеМы проводим праздник осенний,И сегодня настал час веселья! ...

Сценарий Праздника Осени в детском саду РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ для старшей группы.

Сценарий Праздника Осени в детском саду РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬдля старшей группы. Дети парами заходят в зал под музыку «Осень» , танцуют небольшой фрагмент и  садятся на стульчики.Ве...