проект "Моя книжка - малышка"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Валгина Виталина  Валериевна

Долгосрочный информационно - познавательный, творческий проект для детей подготовительной группы, целью которого является привличение интереса у детей к художественной литературе и проявление у детей творческих речевых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_o_knige.docx84.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

ПРОЕКТ

«Моя книжка - малышка».

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации:  09.16г. – 04.17.г.

 Участники проекта: дети подготовительной группы; учитель – логопед, воспитатели; родители, музыкальный  руководитель.

Тип проекта: информационно – познавательный,  творческий.

C:\Users\Андрей девочка\Desktop\кедр\503149-545670.jpg

Разработала и реализовала

                                                                                                    Учитель – логопед:Валгина В.В.

п. Мотыгино

   Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

        Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

    Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Проблема:

Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта: развивать у детей  дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
  • Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
  • Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
  • Создание домашней детской библиотеки.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный (7мес.).

Участники проекта: дети подготовительной  группы,  учитель – логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
  • Повышение уровня развития речи детей.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

 

Этапы работы над проектом:

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

1 этап:

Организационный

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач. 
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта. 
  • Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.  

  • Оформление и пополнение литературы в книжном уголке для развития познавательного интереса детей.
  • Анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
  • Консультация родителей на тему:  «Роль книги в жизни дошкольника»
  • Составить перспективный план мероприятий.

Сентябрь

Учитель – логопед, воспитатели.

2 этап:

Практический

  • Интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой»
  • Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

  • Составление памятки для родителей «Примерный список художественной литературы для домашнего чтения»

Устное народное творчество

  • Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» (метод интервьюирование, дети 6-7 лет)

  • Инсценировка сказки «Теремок», «Колобок»

  • Викторина: «Путешествие в Тридесятое царство»

  • альбом “Сладкая сказка” (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок)

  • прослушивание аудисказок

  • Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок»).
  • Развлечение для детей «В гости к нам пришла потешка» (выступление для младших групп)

Октябрь

(1, 2, 3 неделя)

Учитель-логопед

Учитель - логопед

Воспитатели,  учитель – логопед.

Воспитатели группы

 муз. руководитель

Учитель – логопед

Воспитатели группы, учитель  - логопед

Воспитатели, учитель – логопед, родители.

Родители, воспитатели,

Учитель  -логопед

  • Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

  • Продуктивная деятельность: игра «Книжкина больница»

Конкурс чтецов, посвященный  дню матери.

  • Выставка рисунков  «Портрет моей  мамы».

  • Инсценировка стихотворения Е.Серовой «Три мамы».

Ноябрь

Учитель - логопед

 Учитель - логопед

Воспитатели группы, родители,

Учитель – логопед,

Знакомство с творчеством

С.Я. Маршака

  • Чтение произведений С.Я. Маршака
  • Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака
  • Досуг «Круглый год с С.Я. Маршаком»

Декабрь

Воспитатели, учитель – логопед,

Воспитатели

  • Оформление альбома «Пословицы, загадки о книгах»
  • Дид. игры «Раз, два, три сказку расскажи»
  • Конкурс «Моя книжка – малышка», изготовление «Книжек-малышек»

Январь

Педагоги, учитель – логопед,   родители.

Знакомство с творчеством  А. Барто

  • Чтение стихов

Знакомство с творчеством К.И.Чуковского

  • Чтение сказок Чуковского в ДОУ и дома
  • Выставка рисунков «Мой любимый сказочный  герой»
  • Просмотр мультфильмов по произведениям К.И. Чуковского
  • Досуг по произведениям  К.И.Чуковского

Февраль(1, 2 неделя)

3 и 4 неделя

Воспитатели, учитель – логопед, родители.

 

Родители,  воспитатели

   

Учитель - логопед

Знакомство со сказками А.С. Пушкина

  • Игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина
  • Просмотр мультфильмов по произведениям А.С.Пушкина
  • Рисование пластилином  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Март

Учитель – логопед,

Учитель - логопед

  • 2 апреля – международный день детской книги

Развлечение для детей 6 – 7 лет «Очень любят    Праздник книжки и девчонки и мальчишки»

Апрель

Учитель – логопед, родители, воспитатели группы  детей 6-7 лет

.

3 этап:

Заключительный

Фотоотчет о реализации проекта.

Поощрение наиболее активных участников проекта.

Реализация проекта через:

  • Непосредственно образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей;
  • Работу педагогов с родителями;
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Виды деятельности

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Игра «Книжкина больница»

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Прими сообщение», «Собери и угадай», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Что из чего и как сделано», «Найди различия»

Викторина: «Волшебница книга», «Знатоки сказочных героев».

Познавательное развитие

«Литературная минутка» - каждый день.

Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

НОД: «Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки».

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».

Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок»)

Чтение: р. н. с. «Иван-царевич и Серый волк», «Финист - Ясный сокол», С.Маршак «Вчера и сегодня».

Речевые игры с прибаутками.

Литературная викторина по сказкам «Книга – наш лучший друг».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Инсценировки сказок.

Продуктивная деятельность

Рисование «Жар – птица», рисование пластилином «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Лепка «Лягушонка в коробчонке», Аппликация « Избушка на курьих ножках»

Физическое развитие

Подвижная игра «Лиса и заяц», «У медведя во бору».

Театрализованная деятельность

Драматизации.

Работа с родителями

Консультация «Роль детской книги в воспитании дошкольника».

Беседа о важности темы.

Оформление материала для вернисажа детских рисунков.

Оформление альбома «Пословицы и загадки о книгах»

Создание книжек – малышек.

 

Реализация проекта

Виды деятельности

Формы и методы работы

Развивающая среда

Подбор художественной литературы

Проведение дид. игр

Самостоятельная деятельность детей

 

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание книг.

Рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей

Беседы.

Чтение художественной литературы, сказок,   просмотр фильмов и мульфильмов.

Составление рассказа «Моя любимая книжка».

Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Чтение художественной литературы.

«Вернисаж любимых сказок».

Пополнение книжного уголка.

Посещение выставок детского творчества в детском саду.

Посещение детской  библиотеки.

Продукты проектной деятельности:

  • Выставка «Книжный калейдоскоп».
  • Творческая мастерская «Рукам работа – сердцу радость» (изготовление альбома с пословицами, поговорками и загадками о книге)
  • «Вернисаж любимых сказок» (изготовление поделок, книжек – малышек) - совместное творчество родителей и детей.
  • Создание альбома «Сладкая сказка» (сбор  фантиков,  на которых   изображены сказочные  герои).

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей.

2. Наличие необходимой литературы.

3. Методические разработки.

4. Обязательное активное участие родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно эстетическое развитие Изготовление книжки малышки по подгруппам: «Книжка –малышка в подарок младшим детишкам» (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Черлакский детский сад № 7 »Художественно эстетическое развитиеИзготовление книжки малышки по подгруппам:«Книжка –малыш...

«Книжка-малышка, книжка про мышку»

laquo;Читайте детям книги, а не нотации»  ...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;             привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей      ...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"

Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...