Способы постановки звуков
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

прохорова полина михайловна

Данный материал предназначен для логопедов и родителей.  Он освещает основные способы постановки звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_postanovki_zvukov_dlya_raboty.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Основные способы постановки звуков.

1.По подражанию.1-ый вариант – логопед отчётливо произносит звук ребёнку, привлекая его внимание к положению и движению артикуляторных органов, а ребёнок по подражанию пытается произвести те же движения.

2 ой вариант - ребёнок по подражанию овладевает артикуляционными упражнениями, в результате выполнения которых формируется правильный артикуляторный речевой уклад звука.

3-ий вариант – механическая постановка звука, которая предполагает использование вспомогательных средств, в качестве которых используются чистые руки логопеда, шпатель, спички без серных головок, пузырьки аптечные, логопедические зонды (использовать, не причиняя неприятных ощущений).

Смешанный способ – (чаще используется).

Как только удалось получить звук в изолированном виде, постановка звука является законченной.

Способы постановки свистящих звуков.

Постановка звука (  С  ) .

-         открой рот;

-         сделай язык «мостиком»;

-         подуй на кончик языка.

При постановке звука, звук не называется, а соотносится с вырабатываемыми речевыми ассоциациями. Звук автоматизируется по всем этапам, если заменялся, то дифференцируется.

Вспомогательные звуки для звука ( С ).

- Звук ( С ) можно получить от звука ( Т ), только нижнего варианта нормы: произносится звук ( Т ) и в момент произнесения предлагается сильно и длительно подуть на кончик языка.

- Звук ( С ) можно получить от  гласного звука ( И ): произносится звук( И ) шёпотом и в момент произнесения предлагается сильно и длительно подуть на кончик языка.

- Звук ( С ) можно получить от звука ( Ф ): произносится звук ( Ф ) с упором кончика языка в нижние резцы и в момент произнесения нижняя губа указательным пальцем опускается вниз.

- Звук ( С ) можно получить от межзубного звука ( С ): при боковом его произнесении.

- Мягкий звук ( С' ) ставится после твёрдого ( С ), либо по подражанию, либо  с помощью специальных приёмов (смотри дефекты смягчения).

Вспомогательные звуки для звука  ( З ).

- Звук ( З ) можно получить от звука ( С ) по подражанию, либо путём включения в работу голосовых складок, либо с помощью специальных приёмов (смотри дефекты звонкости).

- Звук ( З' ) можно получить от звука ( З ) по подражанию, либо от ( С' )  путём включения в работу голосовых складок, либо с помощью специальных приёмов.

( Ц )

-Звук ( Ц ) можно получить по подражанию, после усвоения арт-го положения после артикуляционной гимнастики, либо от обратного слога  (АТС ) при ускоренном темпе его усвоения.

Способы постановки шипящих звуков.

Постановка звука (  Ш  ).

-         открой рот;

-         сделай чашечку за верхними резцами;

-         подуй на кончик языка.

Вспомогательные звуки для звука (Ш)

- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( Т ) только верхнего варианта нормы. В момент произнесения сильно выдохнуть воздушную струю.

- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( С ) только нижнего варианта нормы. В  момент произнесения (С) чуть отодвигается кончик языка назад.    

- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( С ) только верхнего варианта нормы. Для детей  с хорошим развитием артикуляционной  моторики. В  момент произнесения (С) поднимается  кончик языка вверх.  

- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( Р ), если есть. Шёпотом произносится (Р) и в  момент произнесения шпателем коснуться с боку вибрирующего языка. 

. - Звук ( Ш ) можно получить от гласных звуков ( А, Э, Ы  ). Для  детей  с хорошим развитием артикуляционной  моторики. Шёпотом произносится гласный и в  момент произнесения ребёнку предлагается поднять кончик языка наверх и подуть на него

 -      Звук ( Ж ) можно получить от звука ( Ш ) путём  включения в работу голосовых складок, либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов (смотри дефекты звонкости).

 -      Звук ( Щ ) можно получить путём усвоения артикуляционной гимнастики и вырабатывания дополнительного подъёма средней части спинки языка, либо с помощью специальных приёмов.

-     Нижний вариант ( Щ ) получается от обратного слога ( АС ) при произнесении которого кончик языка отодвигается назад.

-      Звук ( Ч ) можно получить по подражанию  путём усвоения артикуляционной гимнастики.

-      Звук ( Ч ) можно получить от обратного слога ( АТ'Щ ) при убыстрении темпа его произнесения.

-     Нижний вариант ( Ч ) получается от обратного слога ( АТ'), где ( Т' ) нижний вариант нормы, путём  сдвига  кончика  языка от нижних резцов.

  Затем идёт автоматизация и дифференциация звуков.

Способы постановки звука Р.

1.Звук ( Р ) можно получить по подражанию.

2. Звук ( Р ) можно получить с помощью механической постановки ( «балалаечка»).

3. От звуков ( Д ), ( Ж ), ( З ) – произносятся с поднятым кончиком языка - «пулемётик», в момент произнесения шпатылем проводятся быстрые горизонтальные движения по кончику языка. Часто дети привыкают к этому – делать вибрацию по губе или под ней. 

     Постановка звука (  Р'  ).

1.Звук ( Р' ) можно получить по подражанию от звука ( Р ), путём выраженного подъёма средней части спинки языка, либо с помощью специальных приёмов. 

Упражнения для растягивания подъязычной связки.

Они должны быть систематическими, ежедневными и долговременными, только тогда будет эффективность. Сначала не в полном объёме, затем постепенное увеличение.

1. «Слизывание» - с верхней губы внутрь ротовой полости (можно губы намазать чем-нибудь сладким). 

2.Открыть рот и потянуть язык к носу (держать подбородок).

3.Универсальное  «лакание» (в замедленном темпе).

4.«Слизывание» с плоской, мелкой тарелки, смазанной чем-нибудь вкусным (ребёнок берёт её в руки и пытается слизать, вытягивая как можно больше язык; руки и голова ребёнка должны быть неподвижны).

5. «Грибочек».

Способы постановки звука Л.

1. По подражанию, после усвоения артикуляционной гимнастики.

2. От вспомогательных звуков, чаще от гласных ( А ) и ( Ы ).

От ( А ):

- постановка артикуляции зазубного ( Л ) – длительно, на одном выдохе произносится ( А ), в момент произнесения кончик языка поднимается к верхним резцам, а затем опускается вниз;  

- постановка артикуляции межзубного ( Л ) – длительно, на плавном  вдохе произносится ( А ), кончик языка продвигается вперёд и прикусывается зубами, затем рот снова широко открывается.

От ( Ы ):

- постановка артикуляции межзубного ( Л ) – кончик языка просовывается между зубами, прикусывается посередине, произносится ( Ы ), затем рот широко открывается; главное – следить за тем, чтобы подача воздушной струи не прекращалась.

Мягкий звук ( Л' ):

- путём либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Способы постановки звука [ Р].

Материал полезен молодым учителям-логопедам, студентам. Описаны разные способы постановки указанного звука. Многие упражнения проводятся в игровой форме....

Способы постановки звуков- карточки

Карточки- способы постановки звуков...

14 способов постановки звука Р.

Материал полезен учителям-логопедам. Описаны разные способы подготовки языка к постановке вибрантов....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.

      Для  многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...