"Осенняя пора-очей очарованье"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Есенкова Ирина Юрьевна

Интегрированное занятие будет полезно для учителей-логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей.

Цель: создание педагогических условий для систематизации представлений у детей о характерных признаках осени через приобщение к словесному, изобразительному и музыкальному искусствам.

Решаются педагогические и коррекционные задачи.

Использовался фольклор, речевые упражнения, презантация, игровые упражнения, песочная терапия, танцевальная терапия, дыхательная гимнастика и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осенняя пора очей очарованье»

Открытое мероприятие в старшей группе -  НОД.

Совместное  интегрированное коррекционно-развивающее занятие в  старшей группе.

Тема: «Осенняя пора очей очарованье» 

Цель: создание педагогических условий для систематизации представлений у детей о характерных признаках осени через приобщение к словесному, изобразительному и музыкальному искусствам.

Задачи:

I. Коррекционно - образовательные:

1.Знать о происходящих характерных изменениях  в погоде, одежде людей, о   сезонном труде в поле, огороде, цветниках; особенностях поведения животных.

2.Закрепить и уточнить знания детей о признаках осени.

3. Активизировать и расширять объем словаря по теме  «Осень».

4.Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами;

II. Коррекционно - развивающие:

1.Развивать внимание, память, логическое мышление;

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

3. Развивать у детей умение составлять предложения с опорой на картинки; 

III. Коррекционно - воспитательные:

1.Воспитывать коммуникативные навыки.

 Воспитывать умение слушать внимательно, вслушиваться в звучащие слова, 

2.Воспитывать любознательность, интерес к изменениям, происходящим в природе.

3. Создать положительный эмоциональный настрой у детей;

4.Воспитывать познавательный интерес через занимательный  дидактический материал и игровую деятельность;

 Оборудование: музыкальный центр с записями музыки: аудиозаписи из альбома П.И. Чайковского, Вивальди «Времена года». Презентация,  запись песен «Лесной олень», «Облака»;  музыкальная физминутка.  Презентация на экране «Осень» (деревья, животные, птицы), для игры раздаточный материал с изображением солнца и тучек;   костюм для осени: сарафан, корона, корзина с овощами и поднос (яблоко, груша, капуста, морковь, помидор, огурец, камушки, листочки для физминутки, корзина с яблоками и листочки из папье-маше для сувениров. 

Все для песочной терапии: салфетки, мелкие игрушки (яблочки, листочки, камушки).

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Дети заходят в группу под музыку «Лесной олень» (с. 110 , кн. 1 «Добрый мир»)

 Ребенок читает стих  «Всюду чудеса живут» (с. 158)

Погляди-ка, там и тут – 

Всюду чудеса живут:

Чудо – каждый новый день,

Чудо – ландыш и сирень,

Чудо – горы, лес, трава, 

Чудо – ты, и чудо  - я,

Чудо – все твои друзья.

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-А теперь повернитесь и подарите улыбку нашим гостям.

Дети садятся

2. Вступительная беседа. 

 На экране «Осень».                                                                                 СЛАЙД 1 

 Сообщение цели занятия –                                                                    (4 картинки)

 Воспитатель.  Дети, посмотрите на экран и догадайтесь, какому времени года посвящено наше занятие (осени). Давайте позовем Осень, все вместе скажем закличку «Осень, осень, милости просим». Появляется на экране «картина осени»

Входит взрослый в костюме Осени, с корзинкой в руках.                  СЛАЙД 2                                                                                                              

Психолог-ОСЕНЬ:                            (картинка осени появляется вместе с Осенью)

Добрый день, мои друзья!

В гости  к детям я пришла, 

И подарки принесла. 

        Я и яблок, я и меду,

        Я и хлеба принесла.

        И хорошую  (осеннюю ) погоду вам в подарок припасла!  

Угадайте, что я в корзине вам принесла.

Загадки:

1.Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые  и маленькие детки. 

 ( Яблоко) Достань яблоко из корзины и покажи всем и положи на поднос.   

2. Сочная, желтая. На лампочку похожая  (груша)

3.Сидит Ермошка На одной ножке,

На нем сто одежек,

И все без застёжек  (капуста).

4.Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос (морковь)

5.Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

6.Без окон, без дверей,

Полна горница людей (огурец)

Осень: Молодцы, дети! И загадки отгадали, и все овощи знаете.

А еще загадку отгадаете?

- Пришла без красок и без кисти. А  перекрасила все листья? Кто это? (осень)

Расскажите, дети, какая бывает осень?

3. Приметы осени. (дети называют цепочкой до 10 примет)

Назовите приметы осени. Осень…

 - Осенью часто идут дожди.                                                         СЛАЙД 3 (дождь)

-Осенью многие дикие животные делают запасы на зиму       СЛАЙД 4 (белка)

- Осенью перелетные птицы улетают в теплые страны.           СЛАЙД 5 (птицы)

- Осенью у белки и зайца меняется цвет шерстки.                   СЛАЙД 6 (заяц, белка)

- Осенью наступает листопад.                                                     СЛАЙД 7 (листопад)

Осенью солнце светит, но не греет. 

Осенью на небе много туч.

Осенью земля холодная, мокрая.

Осенью  листья на деревьях становятся красными, желтыми, коричневыми.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Осенью насекомые прячутся под листики, под кору деревьев.

Осенью у животных шерсть становится густая и плотная.

Осенью ежи, медведи ложатся в спячку. У них в норе тепло.

Осенью люди убирают с огородов овощи, а в садах собирают фрукты.

Осенью люди надевают теплую одежду.

Осень: с каждым днем все холоднее. Осень – грустная, печальная пора. На  смену осени придет зима. Появляются зимующие птицы.     СЛАЙД 8 (зимующие птицы)

Уже появился  белый снег. Это уже последние осенние деньки, поздняя осень.  

Игровое  упражнение «Кто больше скажет слов». 

 Что происходит с листьями осенью? 

- Нужно сказать, как можно больше разных слов. За правильный ответ- я дам вам листочек.  (желтеют, краснеют, опадают, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

4.Двигательная активность. Давайте покружимся, как листочки (музыка Чайковского П.И. или Вивальди )

5. Дыхательная гимнастика.                                          СЛАЙД 9 (багровый лес)

Посмотрите в каком замечательном лесу мы оказались.

 - Давайте подышим все вместе осенним воздухом и вместе скажем:

 - Ах, как красиво в осеннем лесу!

 - Ах, какой чудесный воздух!

  - Ах, сколько листьев под ногами! (Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе.) –А всегда ли у нас осенью настроение радостное? –Каким еще может быть настроение? (грустным, злым).- Давайте про листья скажем со злостью, с грустью

Присядьте, пожалуйста.(на стульчики)

6.Игровое упражнение «Скажи, какая?»(словообразование СЛАЙД 10 (дождь)

Осень: Я вижу, что солнце спряталось, на улице пасмурно (выделить слово  - голосом). Что можно сказать про осень, какая она?  (Пасмурная осень).

 - Небо затянули  тучи,  часто идут дожди. Как говорят про такую осень? Какая она? (Дождливая осень)                                                          СЛАЙД 11  (солнечный лес)

 - А здесь  солнышко, на улице тепло.  Какая это осень?  (Теплая, солнечная.)

 - Здесь листья желтые, блестящие, как золотые монетки. Какая это осень? 

( золотая осень).                                                    СЛАЙД 12 (золотые листья и песок)

Психолог. Если листочек в лесу желтого и красного цвета, то он какой? –(Желто-красный).                                                                               СЛАЙД 13 (2 листка)

А если в листочке желтый и зеленый цвет, то он какой? (Желто-зеленый)

А если в листе разные цвета: и желтый, и зеленый, и коричневый, то он какой? (Разноцветный) 

Как много слов про осень мы знаем.                    СЛАЙД 14 (листья на синем фоне)

 7. Физминутка  «Осенние листья». - пальчиковая гимнастика   

Осень: -Давайте поиграем в игру  «Осенние листья». Встаём, приготовьте ваши ладошки и делаем вместе со мной.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с  большого)

Будем листья собирать.       (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья березы,                        (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. - Какие красивые букеты у вас получились. А я вам приготовила сюрприз-золотой песочек- маленькое напоминание о лете.

8. Рисование. (Песочная технология.)

Песочную волшебную страну, такую прекрасную и хрупкую – надо беречь и охранять. И песок, и воду, и жителей, и самих создателей. Вы знаете, как это надо сделать? Напомните мне правила работы с песком.    (Правила называют дети)

-Песок не разбрасывать;

 - не сыпать; в рот не брать; 

 - После игры надо  убрать все игрушки на свои  места. 

- После игры в песке надо вытереть руки салфеткой. Подойдите к столам с песочницами.

А рисовать мы будем  «Осеннюю картину».   

Рисовать можно все, что захочешь, всё, что можно увидеть осенью. Это дождь с ветром, листопад, это могут быть овощи, фрукты, деревья.

Что ты будешь рисовать? Что будет рисовать Эля? (ответы короткие: «Яблоко», «дерево», «дом»)

Итог: Что ты рисовал? Что у тебя получилось?

Осень: Мы рисовали то, что можно увидеть осенью.

Если у вас хорошее настроение, покажите улыбку и похлопайте.

Если не все получилось, поморгайте быстро-быстро ресничками. В следующий раз обязательно у всех получится.

9. Дидактическая игра  «Тучки и солнышко»  СЛАЙД 16 (тучки и солнышко)

  (психолого-релаксационная)

Осень: Посмотрите, что у меня? –Какое настроение у солнышка?

Дети: Веселое, радостное, озорное.

Правильно. Покажите мне такое настроение.

Осень: А какое настроение у тучки? (грустное, печальное, сердитое)

Покажите  и такое. Мы поиграем в игру  «тучки и солнышки».

1) слушаем внимательно музыку, определяем ее настроение, выбираем нужную картинку и показываем. Если музыка весёлая-то  можно двигаться и веселиться. А если музыка грустная-то можно похмуриться, погрустить или спрятаться от плохой погоды. Возьмите тучки и солнышки в кармашках стульев и выходите в центр зала.

Начинаем! Будьте внимательны!

Осень: Мы играли в игру «Солнышко и тучки». кладём  тучки в кармашки и присаживаемся.

10. Пословицы и поговорки.                                             СЛАЙД 17 (зимний лес)

Воспитатель: Осень, а мы знаем пословицы и поговорки об осени.

Осень :Правда? Попробуйте отгадать пословицы по 2-м словам

1)Запасиха – подбериха;                           (Осень –запасиха, зима – подбериха)

2)Осень-восемь;                                         (Осень – погод перемен восемь)

3)Идёт-ведёт;                                              ( Осень идет, за собой дождь ведет)

4)Кончается-начинается;       (В сентябре лето кончается, осень начинается)

Продолжи поговорку.                                                                       СЛАЙД 18

Я начну а вы продолжите.                                                                    (рябина)

          5) Сентябрь птиц…                                                               в дорогу погнал.

        6)Осень – это время…                                                          собирать урожай.

        7)Сентябрь без плодов…                                                                 не бывает.

        8) В сентябре лес реже, а птичий голос …                                          тише.

Почему лес реже? Почему голос тише?            (листья опали, птицы улетели)

        9).Поздней осенью одна ягода, да и то…                               горькая  рябина.

А для кого нужна рябина? Правильно для птиц. Зимой, чтобы не умереть с голоду, некоторые птицы могут питаться рябиной. –А как вы помогаете птицам выжить в суровую зиму? (подкармиваем их)

Воспитатель: Осень: Мы с ребятами и родителями делаем кормушки для птиц и вывешиваем их на территории нашей деревни.

Осень: Какие вы внимательные и отзывчивые. Мне так приятно, что вы знаете много поговорок обо мне.

Итог: Мы говорили сегодня об осени. Что вам больше всего понравилось?

11.Хоровод осени                                                                      СЛАЙД 19 (радуга)

Воспитатель: Спасибо, осень, за то, что ты есть. А мы хотим пригласить тебя поводить с нами хоровод.  (Дети надевают шапочки овощей.Водят хоровод)

Морковь

 –Все меня морковь-сестричку,                         (в центр выходит ребёнок в шапочке    

Любят дёргать за косичку.                                  (моркови и поглаживает свою косу,

Но любому лихачу- ЭХ- я понравиться хочу.  (приседает, разводит руки в сторону

Но любому лихачу                                               (в такт музыке)

- Я понравиться хочу (2 р.)

-Молодец, морковка, Молодец!-                        (Дети. Показывают знак «Хорошо»)

Капуста

Всем известно без капусты,                     (в центре ребёнок в шапочке капусты,

У тебя в кастрюле пусто.                         (поглаживает себя по животу и подпевает,

Коль капусту позабудешь,                       (в такт музыке выполняет сответствующие

Есть борщи и щи не будешь.                    (движения)

АХ,     ХА-ХА,

Ох,      ХО-ХО,

Есть борщи и щи не будешь.

Иди к нам капуста. (Дети.)

Картошка                                                            (ребёнок выполняет энергичные)

Без меня не выйдут, ни суп, ни окрошка.          (подскоки из танца «яблочко»)

В киселе я тоже есть.

Кто же Я?

КАРТОШКА!- (Дети.)

Правильно, правильно,

Вкусная картошка! (2р.)

Помидор

У меня такие щёки красные. (Хлопают дети.)        (ребёнок показывает на щёки)

Из меня готовят блюда разные. (Хлопают дети.)

И кладут в различные салаты,

Помидоры или же томаты.

В щи, в борщи, в картофель и в салаты. (Хор детей: считают и зажимают )

Помидоры или же томаты.                       (пальцы , затем   хлопают.)

Кабачок                                        (1ребёнок ложится и подпирает щёки ладонями)

Лёг на грядку кабачок, ТС-(Дети  прикладывают палец к губам.)

И лежит себе молчок.   ТС-(Дети  прикладывают палец к губам.)

Видно, думает, что тут,

Его уж точно не найдут. (2р.)                   (Дети подходят и находят.)

Его уж точно не найдут.

Овощи собираются в хоровод                              (Все дети берут за руки Осень)

I.  Мы с тобою выросли на родном просторе,

Здесь такие добрые: лес, река и поле.

Здесь такое доброе,

Греет землю солнце.

Нам под этим солнышком хорошо живётся.

II.  Мы с тобою выросли,

Пусть растут и дети.

Пусть нам очень дождик льёт,

И обсушит ветер.

Вместе в поле выйдут пусть

В летний день погожий.

Вот тогда и вырастет урожай хороший.

Вкусная картошка! (2р.)

Осень: Какой чудесный хоровод. Спасибо вам. Моё время истекает, но я хочу угостить вас вкусными и полезными фруктами, которые я припасла для вас в погребе. Вот вам корзина сочных яблок. А гостям мы подарим напоминание о золотой осени. Ребята, помогите и раздайте всем гостям эти золотые листочки.(заранее приготовленные разноцветные аппликации листьев)

Осень прощается и уходит.

12.Органиизованный уход.

 Воспитатель: Давайте прощаться с гостями. (Дети машут рукой и уходят под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя пора, очей очарованье».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..

Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области художественно-эстетическое развитие "Осенняя пора-очей очарование"

конспект направлен на то, чтобы развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение мкзыкального искусства, формированию навыков исполнения танцевальных движений. Рас...

«Осенняя пора, очей очарование…»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

"Осенняя пора - очей очарованье". Осенний букет.

Аппликация. Сложная работа - работа с ножницами. Нужно четко вырезать по контуру. Дети заинтересованы!...


 

Комментарии

Тимофеев Юрий Александрович

Очень интересный урок!